Род, Сварог, Стрибог, Дажьбог
Следующий бог, о котором пойдёт речь, это один из самых спорных славянских богов — бог Род. Итак, Род — имя, которое имеет корень, присутствует и в слове род, родина, народ. Но кроме родства и рождения этот корень присутствует и в слове, обозначающим воду — «родник», и в слове, связанным с красным цветом, красной радианой. И по-древнерусски шаровая молния будет названа словом «родия». Сразу скажу, что о том, что этот бог был — об этом пишет Рыбаков. Ему возражают Топоров и Иванов. Но, однако, я согласна с Рыбаковым, потому что он приводит такой авторитетнейший источник как поучение против язычества. И когда древнерусский книжник, возражая своим языческим оппонентам, пишет «сему был творе Бог, а не Род (Бог — с большой буквы; имеется в виду христианский), то из этого можно сделать вывод, что есть две религии — язычество и христианство. Есть некий статус, в данном случае — статус верховного бога, который в христианстве занят, соответственно, Богом-Отцом, а в язычестве, как не трудно догадаться — Родом. И на этом основании Рыбаков и строит свою концепцию, что бог Род был. Но эта концепция более или менее спорна, тем не менее с её основами я согласна и можно к этому добавить, что Род почитался вместе с парными безымянными рожаницами, которые могли выступать как свитой Рода (согласно Рыбакову), так и свитой Ящера. Теперь другие, старшие боги. Это Сварог. О нём нам известно очень мало. Огонь назывался сварожичем, то есть Сварог каким-то образом отец огня. Но самое главное, что само имя Сварог однокоренное, соответствует санскритскому, древнеиндийскому слову «сварга», то есть «небо». Таким образом Сварог, вероятно, небесный бог. В Слове о полку Игореве упомянут Стрибог. Слово «стрый» диалектное «отец» или «брат отца». Ветры названы внуками Стрибога, то есть возможно, что этот бог так или иначе является отцом по отношению к другим богам и то ли дед ветров, то ли покровитель ветров, довольно сложно. Как бы то ни было, такие вот старшие боги. Следующая большая группа богов — это боги, которые имеют имена иранского происхождения. Первый из них Дажьбог. Корень его имени, как было доказано, это корень иранский дахь с обозначением «жара». Стало быть, Дажьбог — бог жары, бог жаркого времени года. Но это первый корень «дажь», а что же с корнем «бог»? Это индоевропейский корень со значением «часть, участь». Но этот же корень присутствует и в слове «благо», этом логическом однокоренном. Благо и всех от него производных — благость, благодать. То есть первое значение — это часть. Но затем часть благая (в переносном смысле — судьба, причём не просто судьба, а судьба удачная, счастливая). В русском литургическом произношении, правильном церковном произношении слова, однокоренные к слову «бог, благо», должны произноситься с прекативным «х», украинским «х», то есть — Бох, Боха, блахо, блаходать и так далее, что сейчас, к сожалению, даже церковники у нас не всегда делают. И отсюда правильное оглушение. Я на это обращаю внимание потому, что современный русский язык теряет эту норму, оглушение. Именно не бог (это бывает правый или левый), а Бох. Кстати сказать, литургическое «г» у нас сохранилось и в слове «Господь». И если «господь» говорит довольно мало кто, то междометие «о, Господи» сохраняет вот эту старую правильную форму. То, что бог называется богом (языческий бог я имею в виду) говорит о том, что он как-то не без иранского влияния возник (Дажьбог, Стрибог и т.д.). Относительно Дажьбога Рыбаков пишет, что с ним иконографически будет связан сюжет, который обычно определяется как вознесение Александра Македонского. Легенда утверждает, что когда Александр был в Индии, то ему показали грифонов, крылатых львов. Он велел запрячь колесницу и, держа на двух копьях два куска мяса, взлетел. То есть грифоны потянулись за мясом, мясо вместе с колесницей поднялось вверх, и так он взлетел над землёй. Рыбаков этот сюжет сравнивает с изображением болгарских жрецов, которые молятся о дожде, держат молоты деревянные подобной формы и говорит о том, в этом сюжете как бы наложилось описание жизни Александра Македонского (литературного произведения) и описание Дажьбога. Каким образом он это мотивирует? Дело в том, что нам это изображение известно в двух основных памятниках. Один — это Дмитровский собор во Владимире, где этот иконографический сюжет помещён ни больше, ни меньше, как на южной стене (стена 3-х арочная) в крайней восточной арке. То есть, с одной стороны, это место наиболее близкое к алтарю. Как мы знаем, весь Дмитровский собор покрыт резьбой, которая сочетает в себе и языческие и христианские образы, и по сути своей подавляющее большинство образов Дмитровского собора может быть одновременно объяснено и как языческая, и как христианская религия. Итак, крайняя восточная арка на южной стене. Место, которое в любое время года освещено солнцем и при этом наиболее близкое к алтарю. С другой стороны, уже упомянутые мною уборы русских княгинь. На центральном щитке венца, если убор христианский, то изображён Христос, если убор языческий, то изображено вот это самое вознесение Александра Македонского. Отсюда Рыбаков делает вывод, что это переосмысленный образ Дажьбога, Дажьбога на колеснице с грифонами. Как мы знаем, русский народ в Слове о полку Игореве назван дажьбожьими внуками. Это не надо понимать буквально. Внук — это находящийся под покровительством, то есть Дажьбог назван покровителем русского народа. Его спутники (Дажьбога) — это крылатый пёс Симаргл, это Хорс — солнце, движущееся по небу, а сам Дажьбог (возможно, справедлива и такая трактовка) являлся богом света, которого просьба не путать с богом Солнца.