Посмертие
Посмертие
И теперь мы переходит к следующей категории — к малым духам. Здесь я обращаю внимание на работу Константина Дмитриевича Зеленина. Сейчас переизданная, работа, посвященная так называемым заложным покойным. Иными словами, по традиции православных считается, что человек обретает то или иное посмертие, в зависимости от того, как он прожил свою жизнь. То есть был он правильным и хорошим — обретает хорошее посмертие, был плохим — обретает дурное и очень дурное посмертие. По языческим мировоззрениям, причём это вовсе не обязательно славянское, это касается и мировоззрения и других языческих религий, там отсутствует критерий как греха, так и праведности. И там посмертное бытие практически полностью определяется тем, как человек умер и как он был похоронен. Это же касается и славян. И поэтому славянские представления о заупокойном бытие ничего общего не имеют с идеей праведности и грешности. По этому поводу, кстати, достаточно упомянуть, что в фольклорных анкетах, когда приезжают в глухие деревни, то спрашивают население (есть специальный вопрос): кем считается человек, убитый молнией или утонувший — праведником или грешником? И, соответственно, возможен тот и другой вариант. Итак, не важно, каким он был при жизни, важен способ смерти. Способ смерти, срок смерти, форма погребения. Считается, что каждому человеку отпущен некий определённый срок. Что, как говорится, на роду написано. Если человек умирает раньше этого срока, то независимо от того, при каких именно обстоятельствах он погиб, его смерть считается насильственной. Это может быть наихудший случай — самоубийца, это может быть утопленник, убитый громом, убитый молнией, это может быть погибший в драке и тому подобное. Кажется, сюда не относятся погибшие на войне. Но во всех этих случаях считается, что человек не изжил свой срок, он умер раньше срока. И поэтому он будет ходить по земле приведением или, так сказать, упырём, вампиром, пока не иссякнет срок его жизни. Людей, убитых молнией, утопленников запрещалось хоронить как обычных людей и особенно это касалось самоубийц. В частности, был такой любопытный случай в Полесье. Там считается, что если (утопленников разрешается хоронить на кладбищах) наступает страшная засуха, то это потому, что утопленник выпил воду, и поэтому необходимо бросить крест с могилы утопленника в реку. От этого, дескать, засуха прекратится. Ну, совершенно очевидно, что крест, это сейчас сравнительно интеллигентный способ борьбы с засухой, а в древности надо было выкопать, видимо, труп и бросить его в реку. Соответственно, в середине 20 века, когда случилась очередная засуха в Полесье, то сельчане пошли выкапывать крест с могилы утопленника. Но родные утопленника, зная прекрасно об этом обычае, приняли меры и снизу креста приколотили огромную доску, чтобы его нельзя было вывернуть. Соответственно, сельчане попытались вывернуть — ничего не получается, так не больше, не меньше отправили просьбу в правление колхоза и в правлении колхоза те же самые полищуки выписали трактор. Трактор вывернул крест. Обнаружили эту самую прибитую доску, ну и крест бросили в воду. И засуха, понятное дело, рано или поздно прекратилась. Т.е. в достаточно глухих углах все эти представления до сих пор живы.