Перун и Велес
Перун и Велес
Итак, мы подходит к последней паре языческих богов — Перун и Велес. Рассматривать мы их будем вместе, потому что увы, сейчас практически по всем сочинениям на тему славянской мифологии, будь то романы в стиле фэнтези или издания, претендующие на научность, идут разговоры о бое между Перуном и Велесом. И идут они, потому что этот миф был придуман двумя авторитетнейшими учёными — Топоровым и Ивановым. И академик Толстой, у которого мне в своё время посчастливилось учиться, доказывал нам, тогда ещё студентам, полную несостоятельность этого мифа, о чём сейчас и пойдёт речь. К сожалению, даже в мою собственную статью по верованиям древних славян во втором и третьем изданиях некий навязанный от редакции соавтор вписал эти слова о бое между Перуном и Велесом, чего я, конечно, категорически написать не могла. Но сначала Перун. Место Перуна в славянском пантеоне сложно. Мы знаем, что в Новгороде культ Перуна вводился насильственно. Отсюда некоторые учёные сделали вывод, что и «Бог-то не славянский, княжий Бог, чужой!» Видимо, это не совсем так. Просто оплодотворяющий силы весенний гром, гроза, и вообще культ грозы и культ бога-воителя (а Перун — бог-покровитель воинов) — это, конечно, культ более южно-русский, чем северный. При скудости русских почв севера много не навоюешь. В то время как живя на чернозёме, можно позволить себе и ратным делом заняться. Мы знаем, что в договорах русских с греками, заключёнными в языческое время, воины клялись Перуну, купцы же клялись Велесу. Мы знаем, что Владимир поставил Перуна во главе своего языческого пантеона. Вот, собственно, то, что мы знаем об этом боге. Итак, бог, безусловно, не был общерусским. Между тем корень этого имени восходят к индоевропейским племенам. Один из древнейших вообще индоевропейских племен, бог не столько связан со стихией грозы, сколько связан с воинским делом. Бог, которому безусловно и всенепременно какого-то змея пришлось убить, потому что как справедливо показывают Топоров и Иванов, отнюдь не только у индоевропейцев, но и практически у всех народов земного шара есть миф о том, что громовержец поражает какого-то змея. Это не требует доказательств. Это очевидно. Итак, Перун несомненно какого-то змея поражал. И вот великий вопрос: был ли этим змеем бог Велес? Что мы, собственно, знаем о Велесе? Корень имени Велес или Волос, корень «вел» — индоевропейский корень со значением «мёртвый». Но этот же корень мы видим в слове «власть». В ирландском языке этот же корень в слове «фелит», то есть «поэт». Мы знаем, что в Слове о полку Игореве Баян назван внуком Велеса, то есть Велес (опять-таки, не надо понимать его физически, как дедушку певца Баяна), а речь идёт о том, что Велес — покровитель певцов и музыкантов. Так певец, связанный с миром мёртвых, вероятно не просто миром мёртвых, а преисподней, бог — владыка мудрости, бог — покровитель сакральной власти, не воинской, а жреческой. Бог, связанный с тайными знаками. Мы так же знаем, что Велеса называли скотьим Богом и клялись им, я только что сказала, купцы. Это означает, что Велес — покровитель богатства вообще, так сказать. Власть над богатством бога преисподней более чем характерна. Он владыка не просто животных, а силы размножения среди животных. Его зооморфная ипостась — медведь, а вовсе не змей. Нет ни малейших указаний, что русский Велес имел какие-то змеиные черты, но мы знаем, что в хлеву хранили медвежью лапу и называли «скотьим Богом», как зооморфную ипостась медведя. Далее, последние колосья в поле не сжинали, а увивали красными лентами и оставляли Велесу на бородку. То есть ноябрь — последняя полоска дожинается. Представьте себе голое ноябрьское поле — конечно, образ владыки смерти. Почему я вслед за моим учителем академиком Толстым говорю, что не было никакого поединка между Перуном и Велесом? Потому что если посмотреть на все те мифы, которые приводят в своей книги «Исследование в области славянской древности» Топоров и Иванов, мы обнаружим, что нет такого громовержца, который не убил бы змея. Тут я этот факт не отрицаю, но змей, которого убивает каждый из громовержцев, никогда не является ничем иным, кроме как чудовищем. А чего не может оно иметь чудовище, так это культа. В то время как Велес — это бог, культ которого, судя по всему, пережил культ Перуна. Перун был вознесён Владимиром и опровергнут Владимиром, а культ Велеса дожил, как минимум, до 12 века активно, поскольку Велес упомянут в Слове о полку Игореве. В двоеверии, в последующие века, Велеса заменил Никола — в первую очередь владыка дорог. Любого человека, надолго покидающего дом, в том числе уходящего на войну, благословляли Николиным образом, то есть иконкой с изображением Николы, нательной иконкой. И очень многие представления о Велесе мы знаем именно, как языческие отголоски в культе Николы.