Лада, Леля, Морена, Мокошь
Лада, Леля, Морена, Мокошь
Теперь очень коротко о женских божествах. Лада и Леля, мать и дочь. Покровительницы, соответственно, мать — покровительница замужних женщин, дочь — девушек. Возможно — они парно рожаницы. Далеко не все учёные согласны с существованием этих богинь. Некоторые считают, что эти богини были придуманы в 19 веке, что их имена взяты из припевов песен. Им возражает Рыбаков. На мой взгляд, возражает достаточно аргументированно. Ещё одна богиня — богиня Морена. Эта Богиня может похвастаться тем, что ей идолы воздвигаются по сей день. Что же такое идол? Посмотрим на палеолитических венер — маленькая голова, огромная грудь и противоестественно огромные бёдра. К этому иногда прибавляются маленькие ручки, ног практически нет. Где же у нас в настоящем воздвигаются идолы с такой гипертрофированной женской фигурой? Разумеется, речь идёт о снежных бабах. Почему-то в 20 веке снежную бабу переименовали в снеговика. Совершенно не понятно, персонаж исключительно женский. Картина Сурикова «Взятие снежного городка». То же самое. Крепость Морены запирающей в своём подземном царстве жизненные силы до весны. Весною эти силы должны выйти в мир — крепость Морены надо разрушить. Именно Морена то самое чучело, которое жгут на Масленицу, когда делают из соломы женское чучело, одетое в сарафан, платок и так далее, но чучело без лица. Совершенно очевидно Морена — как следует из её имени, корень мор — богиня Смерти. Глядеть в лицо богини смерти крайне не рекомендуется, поэтому лицо изображаться не будет. Её образ сохранился уже в форме упрощённой, в былине «Добрыня и Маринка». Маринка, конечно, это отголосок и представлений о Марине Мнишек, но более древний, более языческое представление — это именно о Морене. Распутница, властительница жизненных сил, способная превращать мужчин в туров златорогих. Тот же самый образ. Морену не надо воспринимать, как иногда в современных романах в стиле фэнтези. Её изображают воплощением зла. Это не зло. Это зима. Это естественная часть круговорота года, это холод, зимняя стужа. Да, это смерть, но это то, что приходит в свой черёд и в свой черёд уходит. Ещё одна богиня, о которой ведутся довольно серьёзные споры, это богиня Мокошь или Макошь. Никто не отрицает, что эта богиня, безусловно, у славян была. Это входит во Владимиров пантеон, но проблемы начинаются с того, как её имя писать, а следующим шагом не только как писать имя, но и в соответствии с именем, как понимать её сущность. Если Мокошь, то это корень от слова «мокнуть». Она оказывается властительницей родников и источников, и при этом богиня-пряха. Ей у родников приносили в жертву полотенца, ленты и так далее, но, кстати, принесение полотенец, лент и так далее в жертву у родников — это как минимум общеевразийский обычай. Он связан с почитанием богини-матери, потому что вода, дерево и полотно — это всё её атрибуты. Поэтому у нас сейчас можно в любом мало-мальски посещаемом месте, на месте древних памятников, увидеть дерево, обвитое ленточками, носовыми платками и чем угодно, какими-то тряпочками и дерево это, как правило, будет стоять над водой. Мусульмане это объясняют мусульманским обычаем, буддисты — буддистским, как объясняют христиане, честно говоря, не знаю и не уверена, что они приплетают к этому какую-то религию. Это представление, восходящее к первобытности. Но, возможно, что в язычестве они сохранились в образе Мокоши. Рыбаков трактует это имя, как Макошь, переводя его, как «мать урожая» и, таким образом, придавая этой богине гораздо более широкий круг функций. Не только то, что связано с женскими рукоделиями, но и гораздо шире — покровительница всевозможных жизненных сил. День, посвящённый богине-матери — пятница. Считается, что в этот день женщина не должна заниматься рукоделием, поскольку придёт в этот день сама богиня. И отсюда выражение «у неё семь пятниц на неделе», которое в язычестве означает, что эта женщина не хочет заниматься рукоделием. Семь дней, когда нельзя шить, прясть, вышивать и тому подобное. От пятницы переходим к четвергу. Выражение «после дождичка в четверг». Опять таки, это выражение сейчас сменило смысл на противоположный, то есть «никогда». А в язычестве означало то, что произойдёт непременно. Естественно, что то, что было языческим «непременно» в христианстве стало наоборот — «никогда». Религия сменилась, и акценты сменились на 180 градусов. Итак «после дождичка в четверг» — то есть в четверг должен непременно пойти дождь, четверг — это день, посвящённый природе.