Культ оленихи
Культ оленихи
Теперь мы обратимся, к собственно славянским верованиям. Начнём мы с представлений о животных, причём характерно, что эти представления, как наиболее древние, оказались одновременно и наиболее стойкими. Они прошли сквозь века существования славянского народа и, соответственно, какие-то их отголоски живы и по сей день. Начнём мы с оленихи (она же лосиха). Достаточно упомянуть, что созвездия Большой и Малой Медведиц назывались у славян Лось и Лосёнок, и это представление о двух оленихах или двух лосихах — матери и дочери — находит свои параллели, например, в греческом мифе о жертвоприношении Ифигении, когда Артемида, сама богиня-лань, посылает людям в качестве жертвы вместо девушки другую лань, то есть, как можно полагать, дитя богини. Аналогичный миф записан в одной из русских летописей, когда говорится, что в некое селение регулярно каждый год приходили две оленихи. Олениху-детёныша люди убивали и приносили в жертву, но однажды они захотели напасть на олениху-мать и тогда обе оленихи убежали и с той поры больше не показывались. Это представление о двух женских богинях, безусловно связанных с плодородием, причём, как можно судить на основе образа Артемиды и некоторых других славянских образах, о которых чуть позже, это плодородие стихийное. Оно не связано с хозяйственной деятельностью человека. Достаточно сказать, что Артемида — греческая богиня, связанная с плодородием диких животных, связанная с охотой. Эти две богини потом нам будут представать и в некоторых других обличиях уже, кажется, антропоморфных. Но важно отметить, что эти оленихи рогаты и их культ — рогатых олених, пары мать и дочь — он, кажется, является общеевразийским и, по крайней мере, Рыбаков приводит достаточно много примеров. Русские невесты, и не только невесты, но и замужние женщины, одевали на свадьбу и носили после свадьбы головной убор под названием кичка или кика (упомянуто Пушкиным в сказке о рыбаке и рыбке — «на голове у ней рогатая кика»). Этот рогатый головной убор как бы должен был призвать на женщину милость богини плодородия, причём русские невесты норовили в кичке обвенчаться. Но понятно, что попу не очень-то хотелось пускать в церковь девушку в рогатом головном уборе и поэтому невесты шли на компромисс. Они надевали платок во время венчания поверх кички, а выходя из церкви, они с кички платок снимали. Рогатые оленихи, как правило, были связаны их рога с образом солнечных лучей. Это целая самостоятельная мифологема, мифологема женщины с воздетыми сияющими руками или же женщины с сияющими рогами. Женщина с воздетыми руками — этот образ является тоже общеевразийским и чисто изобразительным. Например, у финских народов, с которыми граничили и контактировали славяне, есть изображения такие, где невозможно понять, то ли это женщина с поднятыми руками с растопыренными пальцами, где большие пальцы прижаты к вискам, то ли это женщина с огромными рогами (или просто большими) и у неё руки касаются рогов. Этот образ как бы переходит один в другой. Сияющие рога или сияющие руки такой богини опять-таки известны всей Евразии, и отсюда наш обычай в доме в прихожей вешать оленьи или лосиные рога. Изначально это оберег — символ солнечных лучей. Причём в деревенских избах эти рога вешаются на русском севере в зимней избе, то есть там, где основная жилая часть дома, а не в сенях. То есть, именно в жилой части дома при входе. Шубу снимают по ту сторону двери в сенях, а вот уже в доме висят рога.