Страницы

Ссылки

Мир старшей Эдды

Структура мира

Я не буду подробно пересказывать описание сотворение мира – оно доступно по многим источникам. Обращу внимание вот на что: мир старшей Эдды имеет совершенно чётко выраженную вертикаль — это ясень Иггдрасиль, растущий сквозь все миры. Его крона – это Асгард, город небесный богов. Ствол соответствует Мидгарду – срединной земле, где живут люди. И корни уходят в Хель – преисподнюю. Хель – это и преисподняя, и богиня преисподней. Точно так же как греческий Аид и подземное царство, и бог подземного царства.

И эти примеры можно привести по мифологии ещё некоторого количества народов. При этом в тексте прорицания Вёльвы говорится, что существует девять миров. Мы по вертикали знаем три. Дальше мы начинаем читать текст и обнаруживаем ещё некоторое количество. Раз асы — это небесные боги, значит, они противопоставляются богам земным, каковыми являются ваны — боги плодородия. И, собственно, первая в мире война – это война между асами и ванами, в которой асы терпят поражение. Далее, и асы, и ваны все вместе противопоставляются великанам, называемым йотуны (ётуны) или турсы. Причём великаны бывают как инеистые, т.е. связанные с севером, и огненные. Вообще север в германском мышлении – это страна мёртвых, страна зла (в любом понимании зла). Скандинавское ругательство, соответствующее русскому “пошёл к черту” — “ступай на север и вниз”, т.е. в преисподнюю. Итак, инеистые великаны — северные. И есть огненные великаны, южные, которые, так сказать, не особо прописаны. С инеистыми боги постоянно ведут войну, а южные фактически фигурируют только в описании последней битвы, поскольку от них загорается мир, чтобы погибнуть в мировом пожаре. Кстати, образ мирового пожара так хорошо использован марксизмом, и потом “на горе всем буржуям мировой пожар раздуем”, этот образ имеет вот это самое эддическое происхождение — Маркс с Энгельсом были немцами (заметим в скобках, что у них и “призрак по Европе бродит”). Итак асы, ваны, люди, преисподняя, великаны инеистые, великаны огненные, плюс ещё мир карликов альвов, хотя само слово альв или альп родственно английскому слову “эльф”, но скорее представление об альвах — это представление о том, что мы сейчас называем гномами. Собственно, на этом список мифологических скандинавских существ, в общем, исчерпывается. Мы не насчитываем девять миров, насчитываем, максимум семь. Откуда же берётся число девять? Девять – сакральное число, т.е. центр и восемь направлений, внутренняя точка зрения на пространство. Поэтому в текстах задаётся сначала сакральное число, а потом под него более или менее успешно, или безуспешно пытаются подогнать живую мифологию. Это не только скандинавская черта, это достаточно широко распространено. Теперь переходим к конкретным образам.

Далее — Один и его жертва самому себе

Search

Categories