Страницы

Ссылки

Один и Мимир

Один отдает свой глаз

Вторая версия – Один отдаёт свой глаз за право испить мудрости.

Начнём сначала с самого выражения – “испить мудрости”. Это означает, что мудрость (мы говорим о мудрости глубокой) сама по себе – это в мифологическом сознании качество, связанное с преисподней (глубокая мудрость – глубинная мудрость) и, кроме того, с водой. Любите книгу – источник знания. Вот если “источник” понимать буквально, то не вызывает вопроса, что знание, мудрость в мифологическом плане — они воспринимаются именно как некая жидкость. Поэтому Одину необходимо испить мудрость. Откуда испить? В среднем мире существует одна-единственная точка контакта с с миром преисподним, откуда мудрость идет — это родник у корней мирового ясеня. Этим родником — источником мудрости — владеет Мимир, дядя Одина, и Один за право сделать глоток должен отдать Мимиру свой глаз. Что, собственно, и происходит.

По поводу одноглазости Одина —  любое качество человека в человеческих пределах имеет некий свой минимум и свой максимум. Выход за эти пределы воспринимается как сверхпроявление качества. То есть девушка может быть красивой или не очень, но сверхкрасота равно как и сверхуродство сразу выделяют её из числа прочих и на мифологическом уровне, фактически выделяют её из числа людей. Соответствующие мифы мы сейчас брать не будем, но они есть. Точно также есть некий предел знаний проницательности, доступных человеку. Выход за эти пределы может маркироваться, в частности, числом глаз. То есть, как одноглазый или слепой, так и трёхглазый, вспоминая какую-нибудь сказку “Крошечка-Хаврошечка” – это сверхвидящие люди, сверхпроницательные и так далее. Отсюда всеведение. Само это слово созвучно русскому слову всевидение, и действительно, они на этом логическом уровне родственны. Соответственно всеведение или всевидение Одина маркируются через его одноглазость. Точно также как сила Бога войны Тюра маркируется через его однорукость. Причём потом возникает миф, специально объясняющий, как Тюр потерял свою руку. Точно также как в русской сказке “Летучий корабль” бегун, т.е. сверхбыстрый человек, изначально предстаёт в сюжете как человек, который одну ногу завязал себе за ухо. Потом в сказке мотивируют, что он не хочет бежать слишком быстро, но изначально именно ненормальное количество ног – значит сверхпроявление быстроты. В какую сторону ненормально – это уже не важно. О чём подробнее — смотри книгу Жоржа Демезиля “Верховные Боги индоевропейцев” главу “Одноглазые и однорукие”.

Итак, Один отдаёт глаз. Но при этом сюжет развивается дальше, и когда асы с ванами мирятся после окончания первой в мире войны, то Один отдаёт ванам двух заложников, в том числе своего дядю Мимира. А ваны его убивают, присылают голову Мимира асам. Один сохраняет в ней силу и то ли голова, то ли череп Мимира становятся мудрым советчиком Одина. Между прочим, отголоски этого образа можно найти где угодно, вплоть до Гамлета с черепом Йорика. Опять — что же здесь первично, что вторично — образ или сюжет? Безусловно, первичен образ. Бог всевидящий всеведущий, который, в частности, в качестве советчика имеет череп своего дяди, и этот череп каким-то образом ему помогает. Итак, про череп понятно. Изначально – это символ мудрости, получаемый от мёртвых. Потом в европейской культуре становится символом бренности жизни.

Далее — Мёд поэзии

Search

Categories