Страницы

Ссылки

Локи

Локи

Антиподом Одина становится Локи, но дело в том, что он антипод довольно относительный. Перед нами отражение близничного мифа, т.е. представление о том, что мир творится двумя братьями, близнецами или родичами, один из которых делает всё хорошее, а другой — всё дурное. Но это форма трактовки довольно упрощённая. На самом деле всё несколько сложнее. Локи и Один, по разным версиям либо они побратимы, либо они родные братья, потому что в прорицании Вёльвы Локи в одном единственном месте назван братом Бюлиста, а Бюлист – это одно из 50 имён Одина. Локи связан со всевозможным коварством и хитростью, Локи – это тип бога-трикстера, причём он может хитростью и коварством как делать всевозможные гадости, так и наоборот – оказывать богам благодеяния. И старшая эдда даёт целый ряд примеров того и другого. То есть он — бог коварный, но его коварство такое вот довольно обоюдное, обоюдоострое, если угодно. При этом он, судя по всему, связан с силой огня, потому что само имя Локи созвучно скандинавскому “логии”, т.е. огонь. А в сказании о сотворении (даже, собственно, не сотворении, а доделывании человека) выведен бог Лодур, который дал человеческим телам тепло. И учёные предполагают, что Лодур – это может быть одна из форм имени Локи. Не все с этим согласны, но такое мнение есть. Локи в ряде мифов помогает Тору и его спутникам. Тор — это громовержец, так сказать — истребитель великанов, но бог простоватый и не способный ни на какие-либо хитрости, то есть сила, не признающая ничего, кроме себя самой; сила сугубо физическая. Но именно Локи порождает трёх мировых чудовищ. Это исполинский волк Фенрир, мировой змей Йормунганд (Ёрмунганд) и богиня преисподней Хель. Вот здесь я обращаю внимание на то, что эта замечательная троица, старший брат — самый злобный и самый опасный; средний брат — самый большой, т.е. змей, лежащий вокруг всего мироздания (впрочем мироздание, в понимании скандинавов всё-таки не очень большое) и, наконец, третья в этой триаде — сестра ужасного вида. Вот эта триада находит чёткую параллель в индийской Рамаяне, где владыки Ланки, то есть обители чудовищ, если угодно, это Равана – старший, главный злодей; Кумбхакарна – второй брат, исполин такого размера, что, чтобы его разбудить, понадобилось по нему пробежаться тысяче боевых слонов. Представляются, с одной стороны, размеры, а с другой такая деталь, что Йормунганд лежит неподвижно вокруг мира. Когда Йормунганд начнёт шевелиться – мир погибнет. И индийский Кумбхакарна тоже абсолютно неподвижен. Не на протяжении всего сюжета, но значительной его части. И, наконец, в Индии третий персонаж их сестра Шурпанакха, женщина совершенно уродливого вида. Так что вот — эта триада отрицательных персонажей восходит к индо-европейской древности, то есть чрезвычайно глубокой старине. Миф о пленении Фенрира — это как раз миф о том, как Бог Тюр потерял руку. Боги, увидев рождение Фенрира, так испугались, что попытались волчонка несколько раз связать, но он рвал цепи. И тогда ему предложили испытать силу, порвав ленту, созданную из несуществующего: корня гор, женской бороды, птичьей слюны и т.д. Он испугался подвоха, но потребовал залога – чтобы один из богов положил ему руку в рот. Руку кладёт Тюр — бог войны, Фенрира связывают, он не может порвать путы и тогда он, связанный, откусывает руку. Причём скандинавская мифология совершенно не рассматривает вопрос, почему Фенрир не освободится, когда придёт время погибнуть миру. То есть, пока час последней битвы не настал, Фенрир связан. Но приходит это время, кукарекают петухи – три петуха в трёх мирах, и, говорится, что узы разорваны, вырвался волк. Никакой внешней мотивации освобождения Фенрира нету, точно также, как потом оказывается связан Локи, но никто специально его не освобождает к моменту последней битвы, просто он оказывается свободен, потому что пришло время для этой самой битвы.

Далее — Убийство Бальдра

Search

Categories