Происхождение
Происхождение
У него нет нормальных родителей. В лучшем случае — сирота. Или неизвестно откуда взявшийся. Или родители — старики (весьма распространенная тема, и очень быстро они из сюжета выпадают). Кем только не воспитывается герой. Главное, что не папой Карло. С Буратино я, конечно, шучу — все-таки литературная сказка, но в некоторых случаях можно обнаружить подлинные сюжеты о деревянной кукле.
Если племя, о котором ведутся эти сказания, настроено воинственно, то в таком случае будет сильна героическая (воинская) составляющая. Герой-первопредок будет в первую очередь сражаться с чудовищами. Это совершенно не обязательно, но может быть. Далее могут делаться различные акценты.
Во-первых, значимость деяний первопредка. Если акцент делается на этой стороне, то в дальнейшем, с развитием общества, первопредок обожествляется, и мы получаем «нормального» полноценного бога. Замечу, что в таком случае, при трансформации сказаний о предке в сказания о боге, и самое главное — превращения образа первопредка в бога, как это не парадоксально, всё меньшее и меньшее значение будет иметь сюжет. Почему? Потому что бога почитают, как я уже говорила, за силу, рассказ о его подвигах становится вторичен и может отойти на второй, а иногда и на более дальний план, это вполне реально.
Если делается акцент на внешней чудесности всех деяний первопредка (путешествие в потусторонний мир, брак с хозяйкой и т. д.), то в этом случае вера в этого первопредка может уйти со временем. Но сказания настолько увлекательны, что прекрасно существуют без веры — просто как форма повествовательного фольклора, и тогда мы имеем превращение сказаний о первопредке в волшебную сказку.
Чем сказка отличается от шаманского мифа? Только одним. В сказку никто и никогда принципиально не верит. В шаманский миф — верит. А больше особой разницы нет.
И наконец, если в образе первопредка для нас становится главным то, что это защитник мира людей от чудовищ, то в таком случае подчеркиваются его (но это постепенно, очень медленно) человеческие качества. Сверхъестественное позже, со временем, уходит на второй план, а потом и на третий, и на десятый и даже может исчезнуть вовсе — и из образа первопредка мы получаем эпического героя. Соответственно сказания о первопредке трансформируются в героический эпос. Во всех случаях это процесс весьма и весьма небыстрый. Но мы знаем, что из сказаний о первопредке у нас постепенно возникают, эволюционируют собственно сказания о богах (миф в узком смысле), героический эпос и волшебная сказка. Источник един — сказание о первопредке.
Первая черта первопредка — сиротство. И вследствие сиротства неведение обычных для людей вещей.
Следующее — его облик. Это может быть получеловек-полуживотное. Размер далеко не всегда упоминается. Но иногда встречаются оброненные отдельные фразы: герой бьется с чудовищем, и бьется он так, что от этой схватки горы становятся долинами, а долины болотами. Понятно, если мы имеем дело с таким описанием (а это цитата из вполне конкретного сказания алтайских тувинцев), речь идет об исполинах.
Хочу подчеркнуть, что в образе первопредка таким, каким он дан, например, в сибирских мифах, черты исполина будут скорее намечены, они еще не очень ярко развиты. А когда в сказаниях сибирских народов этот образ будет развиваться в эпосе, то тут его исполинский рост будет четко представлен и в сюжетике, и в описаниях и так далее. Но намечается это всё еще в более ранних формах.
Далее — Физические показатели героя