Герой шаманского мифа
Герой шаманского мифа
Наша с вами сегодняшняя тема — герой шаманского мифа. Прежде, чем мы начнем ее разбирать, ответим на вопрос, который кажется очень простым. Кто такой в мифологии герой? Если вы попробуете привести примеры каких-либо мифологических героев, например, кого-нибудь из Древней Греции — Геракл, Персей, Тесей… Можем вспомнить Ивана-Царевича или Ивана-дурака (ничуть не меньший герой и ничуть не меньше подходит). Что общего между Гераклом и Иваном-дураком? Между ними много общего. Но самое главное — это то, что и тот, и другой регулярно совершают вольно или невольно (кстати, оба невольно) путешествие из мира людей в иной мир. Это мы отчасти разбирали на прошлой лекции, когда говорили, что мифологическое мышление в принципе основано на представлении о мире людей и ином мире. Когда мы будем применительно к мифологии (я подчеркиваю — любой мифологии любого народа любой эпохи) употреблять слово «герой», для нас это в первую и главную очередь будет персонаж, который способен совершать путешествия из мира людей в иной мир. Именно его мы будем называть героем. Он может убивать чудовищ или оставлять этих «динозавров» доживать, он может быть умным или глупым, но в мифологии герой — это тот, кто способен на путешествие между мирами. Обычный человек в другой мир войти может? Войти он, конечно, может. Но последствия будут весьма печальные: обычному человеку войти в мир богов — гибельно. С другой стороны, может ли бог войти в мир людей? У нас (если мы берем архаику, а мы ее и будем брать) достаточно много сказаний о том, что некое существо из мира богов приводят в мир людей. Как правило, это героиня. Как правило, она выходит замуж за героя. Что с ней бывает в мире людей? По тем или иным причинам она там погибает. Существо из другого мира точно так же не может жить в мире людей, как обычный человек не может существовать в мире богов. Именно поэтому и возникает образ мифологического героя, то есть «медиатора» — посредника между мирами, который своей деятельностью (и совершенно неважно, какая это деятельность) осуществляет «коммуникацию» между миром людей и иным миром. Он для этого и нужен. Он для этого и существует. Главное, что совершает герой: он странствует из мира людей в иной мир. Что существенно — и обратно. Если он обратно «не пройдет», то какой же он герой?
Что такое шаманский миф? И почему мы о нем говорим, хотя шаманизм мы не изучаем? Здесь нам следует ввести одно важное понятие (оно у нас появится позже, когда мы будем проходить Древний Египет). Понятие «двойника».
Что такое двойник? У нас, людей христианской культуры (независимо от нашего вероисповедания), есть достаточно четкое представление о душе. Что такое душа? Это некая бестелесная сущность, которая, если выходит из тела, то человек или умирает, или впадает в состояние временной смерти. В отличие от души, двойник — точно такая же бестелесная сущность, которая может выходить из тела человека и возвращаться, при этом человек нормально функционирует. Выход двойника из тела не приводит к какой-либо форме смерти. Кроме того, двойников у человека может быть некоторое количество.
Мы непосредственно подходим к шаманизму, потому что в основе шаманских представлений — мысль о том, что двойник есть у каждого человека. И обычный человек отличается от шамана тем, что шаман способен контролировать своего двойника, когда тот вне тела, а обычный человек на это не способен. Соответственно для шаманских культур основная форма этой духовной практики заключается в следующем: если с неким человеком приключается беда — зовут шамана, который должен определить отсутствие двойника, найти его (с двойником скорее всего беда, потому что он попал на зубок в прямом и переносном смысле какому-нибудь чудовищу). Задача шамана: отправиться в иной мир, это чудовище одолеть и «заблудшую» душу в прямом смысле этого слова вернуть. Понятно, что физически шаман никуда не девается (он находится в чуме, юрте), пляшет перед сородичами, перед больным, рассказывая весьма подробно о своем путешествии. Путешествует его двойник, он собирает команду «приключенцев» (духов-помощников) и вместе с ними отправляется на поиски. И дальше это совершенно захватывающее действо, невероятное по силе экспрессии, когда шаман рассказывает о том, где он странствует, что с ним там происходит, как он находит душу и ее возвращает. Это то, что касается (в упрощенной беглой форме) практики шаманизма «обычного».
Далее — Шаман-первопредок