Святогор и Илья Муромец
Святогор и Илья Муромец
Есть здесь и ещё одна параллель. Понятно, что если Илья свободно помещается у Святогора в кармане или на ладони, то дело не в том, что он тяжёл для коня Святогора из-за размера – размер-то маленький. Это живой тяжёл для обитателей потустороннего мира, и как сам Святогор не может поднять эту сумочку, так и конь Святогора не может поднять Илью, не может нести Илью. Так у нас прослеживаются очень чёткие параллели между Ильёй и Микулой Селяниновичем. Не просто конь у Ильи — сын кобылки Микулы, но и связь с силой земли. Тем не менее, у Ильи ничуть не меньшая связь и со Святогором. Как я только что упомянула, узнав об этом любовном приключении Ильи со своей женой, Святогор казнит жену, а с Ильёй братается. В русских былинах женская неверность — дело не такое уж экзотическое. Довольно часто встречается. Но всегда, во всех случаях любовника муж казнит смертью. Не зависимо от того, был ли он жертвой соблазнения коварной женщины или сам был соблазнителем. Совершенно не важно, был любовником — значит умрёшь. Случай Ильи и жены Святогора единственный, где вся тяжесть наказания обрушивается на женщину. Это означает, что у Святогора есть какие-то экстраординарные причины не казнить Илью. А в древнем обществе эта былина, безусловно, отражает древние представления, такая причина может быть только одна. Они состоят в кровном родстве, и чуть позже мы увидим этому некоторые доказательства. В частности, есть обрывок былины, собственно, только завязка, о Илье, Святогоре и отце Святогора, где Святогор неизвестно зачем приводит Илью к своему отцу, слепому старику (слепота его, как мы знаем, это черта мира мёртвых). Святогор предупреждают Илью: будешь с ним здороваться — не протягивай руку, а протягивай раскалённую палицу (ну палицу, понятно, чтобы руку не повредил, но почему раскалённую, потому, что живое противостоит мёртвому, горячее — холодному). Слепой отец Святогора сжимает эту палицу, очень сильно корёжит и жалуется, что слабы стали на Руси богатыри. Зачем приводить Илью к отцу? Как мы увидим из финала былины, Илья уезжает из Святых гор, получив от Святогора силу, получив меч. Всё это в совокупности — то, что Святогор нарушает закон, не карая любовника жены, то, что он приводит Илью к своему отцу, то, что в итоге Илья оказывается одарен главными богатырскими качествами — силой и оружием, говорит о том, что былины в трансформированной форме, но всё же отражают обряд инициации, а как мы знаем, инициацию проводили родственники. И в эпосе всегда, чтобы пройти инициацию, герой должен попасть к своим родственникам, находящимся в потустороннем мире: подняться на Мировую Гору, обратиться к небесному Отцу или как-то иначе добраться до потусторонних сверхъестественных родственников. Таким образом оказывается очень существенная черта образа Ильи, что он имеет ряд черт, роднящих его с силой Земли, Микулой, но и роднящими со Святогором, силами потустороннего мира. И, забегая вперёд, получается, что сама былина может быть не о Святогоре, это былина об инициации. Отсюда вот она, выпавшая завязка из былины. Далее. Богатыри едут. Едут и видят белокаменный гроб и собираются выяснять, кому он впору, ложась туда. Но, очевидно, они снова стали одного роста, поскольку иначе как же это всё проверять. После инициации силы Ильи должны увеличиться, собственно, после того, как он в гроб и ляжет. В былине этого не происходит, Илья встаёт из гроба таким же, как он туда и лёг. В гроб ложится Святогор, на гроб иногда сама наскакивает крышка, или же Святогор говорит Илье, чтобы это сделали. Святогор пытается поднять крышку и не может, и тогда он просит Илью, чтобы тот разрубил крышку мечом — мечом Святогора. Илья не в силах поднять меч, тогда Святогор говори: приникни к щёлочке я на тебя дыхну своей силой. В более архаичных вариантах былины из гроба идёт кровь и пена и эту пену надо лизнуть (непосредственно от умирающего и получить от него силу). Илья дважды принимает силу от Святогора, третий раз отказывается, потому что если сила Ильи станет запредельной человеческой, то ему просто не будет места в мире людей. Святогор умирает. Илья с мечом и сверхъестественной силой возвращается к людям, возвращается в Киев. И здесь очень важный момент, что сила эпического героя — она может и должна превышать силу человеческую, но не беспредельно. То есть некий предел силы, после которого, выражаясь былинным языком, не может носить мать сыра-земля. И именно эту силу, в таких количествах, и получает Илья от Святогора.