Страницы

Ссылки

Индея богатая — страна счастья?

Индея богатая — страна счастья?

Идет три года это состязание, финальный показ мод по-древнерусски опять в церкви. У Чурилы описываются очень подробно литые узорчатые пуговицы на кафтане. У него, поскольку он женский угодник, это пуговицы с молодцами и девицами и когда он проводит по ним плёточкой, то молодцы и девицы целуются. Далее Владимир посылает Добрыню в землю Дюка, чтобы выяснить, а насколько, собственно, Дюк богат. И здесь работает такой принцип мифологического мышления, что после того, как застава снята, дальше уже дорога идет по вполне себе земле. То есть Дюк ехал с небес на землю через эти неописуемые заставы, а Добрыня добирается безо всяких приключений и с некой свитой минимальной. И опять психологическая деталь. Они думают, что Дюк послал домой весточку, чтобы устроили пожар. То есть Дюк на самом деле беден или всё своё богатство исчерпал в этом состязании. Но то, что они приняли за пожар, оказывается золотыми крышами, сияющими под солнцем. Дальше происходит ситуация, обратная киевской. То есть служанок они принимают за княгиню, пока, наконец, не встречаются с самой княгиней, которая идет им навстречу. Они в полном восторге от угощений и дальше говорится, что они не могли три года дать цену одной-единственной лошадиной сбруе, так велики были богатства Дюка. Причем этот город Дюка подробно описывается, всё золото, серебро, жемчуга, рыбий зуб (то есть моржовый клык), стекло и тому подобное. Стекло, заметим, для древней Руси — очень большая ценность. И последнее испытание — перескочить через реку. Дюк боится, что не сможет, он приходит к своему коню и конь ему говорит, что он от кобылы Микулы Селяниновича, что его брат — Бурушка-косматушка, то есть конь Ильи Муромца и что он, конечно, через эту реку перескочит как собственно и происходит. Дюк перескакивает на ту сторону Днепры-реки, затем то же пытается сделать Чурила, падает в воду, Дюк скачет обратно, подхватывает за волосы Чурилу и по условиям договора он должен срубить Чуриле голову. Но за Чурилу начинают просить все киевские женщины и девушки, поскольку он — бабий угодник. И Дюк ради них щадит Чурилу и затем — только в одной записи былины говорится — он раздает свое цветное платье, а так обычно говорится, что он просто уезжает к себе в Индею богатую. Возникает вопрос — а в чем смысл поездки Дюка? И мне кажется, что здесь образ таков, что это рассказ о стране счастья, которая достижима, она есть, она доступна, в нее можно попасть. Оттуда не только приходит Дюк. Туда идёт и возвращается и Добрыня. Иными словами, речь идет не о защите русской земли, а об открытии дороги к счастью. При этом эта былина примечательна тем, что в ней сочетаются черты глубокой мифологии с чертами очень поздними. Кроме психологизма, о котором шла речь, ученые отмечают очень высокую точность в бытовых деталях. Описывается одежда 16 века. Одежда, дома, кроме упомянутых пуговок, например, сапоги на высоких каблуках с загнутыми носами. Говорится, что «под носом сапога яйцо кати», то есть нос так высоко поднят, что там можно прокатить яйцо. «Под пятой соловей или воробей лети», то есть птица может пролететь под каблуком. И таких деталей очень большое количество. То есть это былина является тоже одной из очень больших загадок, потому что совершенно не понятно время её возникновения. С одной стороны, очень глубокая архаика, находящая параллели в текстах многовековой давности. С другой стороны — безусловные детали поздние, безусловные моменты и социальные, и тому подобные и на примере этой былины можно как раз видеть, что русский эпос вообще чрезвычайно многословен, то есть какие-то его пласты датируются 16 может даже 17 веками, какие-то пласты — 12 веком, что-то уходит в долетописную древность.

К началу лекций о русских былинах

Search

Categories