Дюк в Киеве
Дюк в Киеве
Последняя застава, Илья Муромец гостеприимно спит в своем шатре. Дюк ставит своего коня рядом с конем Ильи и смотрит, как себя поведут кони. Если они будут кусаться, то Дюк испугается и повернет назад, если будут мирно стоять, то Дюк поедет дальше, а кони начинают вместе есть пшеницу и Дюк, осмелев, входит в шатер, будит Илью. Илья может даже называть его своим чуть ли не племянником и говорит замечательную фразу: когда тебя в Киеве будут обижать, ты зови меня на выручку. Во-первых, у Ильи нет ни малейших сомнений, что Дюка в Киеве будут обижать. Во-вторых, предлагает позвать на выручку, то есть помочь Дюку гораздо важнее, чем охрана границ.
Дюк приезжает в Киев. И дальше былина от глубокой мифологии идет к удивительно бытовым деталям. Дюк приезжает в Киев вероятно весной, потому что на улицах столько грязи, что Дюк забрызгал всё своё платье с головы до ног. Он приходит в палаты, и они поражают его бедностью. Он видит княгиню Апраксию и называет её портомойницей не из желания оскорбить, а по причине бедности, по его понятиям, её платья. Владимира в палатах нет, он в церкви. Ещё одна замечательная бытовая деталь. Зачем знатные древнерусские люди ходили в церковь? Молиться — это между делом, а главное, они ходили туда, чтобы показать свои замечательные наряды. Особенно женщины, которым просто больше некуда было пойти. Дюк стоит в церкви и вместо того, чтобы слушать службу, он осматривает своё забрызганное грязью платье. Там же находится Владимир и рядом с ним будущий противник Дюка Чурила, который говорит, что это никакой не боярин Дюк Степанович, а, наверное, какой-то разбойник, который убил Дюка и забрал его платье, потому что он стоит и себя рассматривает. Это тоже очень четкая психологическая деталь, то есть бедняк, впервые одевший богатое платье, будет стоять и сам себя рассматривать от удивления. После церкви Дюк с Владимиром идут в палаты и там на пиру Дюк начинает ругать киевскую еду говоря, что она совершенно не того качества, как надо. Эти оскорбления становятся невозможными. Дюк, собственно, никого не хочет оскорбить, но его слова воспринимаются как оскорбление. И, наконец, Чурила вызывает Дюка на состязание в щегольстве. Поручителем Чурилы выступает Владимир, то есть фактически это состязание с Владимиром, а только формально с Чурилой. И очень любопытно, кто ручается за Дюка, а это либо киевские голи кабацкие, попрошайки — социальные низы, ниже которых нет ничего. Голи нищие воспринимались реально на Руси как представители потустороннего мира. Голи, собутыльники Ильи и голи, поручители Дюка. Что характерно, тут напрочь отсутствует социальный момент, потому что было бы крайне странно, что за богатого ручается беднейший. Здесь же они именно поддерживают собрата их потустороннего мира. Либо в тех вариантах, где фигурирует Илья Муромец на заставе, соответственно именно он приезжает в Киев, чтобы поручиться за Дюка.
Каковы же условия спора? Условия весьма просты. Три года ездить в новом платье на новом коне и последнее состязание — это перескочить через Днепру-реку (такой мифологизированный образ Днепра), которая шириною три версты. Дюк пишет письмо домой, просит матушку прислать платьев на эти три года, письмо просто отвозит конь Дюка. Кони Дюку собственно не нужны, поскольку конь Дюка способен менять цвет на рассвете, купаясь в росах. Видимо тут идет такой образ аналогии, подобно тому, как солнце меняет на рассвете свой цвет, так и Дюков конь.