Былина о Дюке
Былина о Дюке
И последняя былина, которую мы рассмотрим, былина, которая была невероятно популярна в середине 19 века, но уже к началу 20 века она забылась. И сейчас она крайне редко входит в сборники былин, хотя эта былина огромна. Если обычная протяженность былины — это 200-300 стихов, то эта былина в ущербных вариантах насчитывает 400 стихов, в средних 600, и лучшие записи объемом 800 стихов. То есть примерно в 4 раза превышает объем обычной былины. Это былина о Дюке. Былина, в основном, онежская, то есть сборники Рыбникова и Гильфердинга. Начинается эта былина с того, что в некоей Индии богатой живет молодой боярин Дюк Степанович. По ходу былины мы узнаем, что эта Индия богатая (Индея богатая, если соблюдать старинное произношение) — довольно странный город. Опять-таки, Индия богатая, как и Литва — это не страна, это город. Что же за город Индея богатая? В одних и тех же записях былины, то есть в пределах одного текста, она одновременно может называться: Индеей богатой, Волынью-Красным Галичем, Карелой упрямой и Сорочиной Широкой. Причем, это названия, которые идут через запятую. То есть это названия одного и того же города. В высшей степени странно. Как это понимать? При абстрактном взгляде на карту Евразии это что-то странное и чушь. Но взгляд должен быть не с высоты человека, глядящего на глобус, а изнутри в эпосе и тогда все станет ясно. А что значит изнутри в эпосе? Это значит из Киева. Действительно, если мы посмотрим из Киева, то Индея богатая окажется востоком, Карела упрямая — севером, Волынь красный Галич — западом и Сорочина широкая — югом. То есть то, о чем говорилось на самой первой лекции, что границы потустороннего мира могут быть тождественны границе людей. То, что самые дальние границы относительно Киева, в прямом смысле слова на все 4 стороны, то центр потустороннего мира — город Дюка. Вот из этого города выезжает Дюк на охоту. Говорится, что за время охоты он не убил ни зверя, ни птицу, но выпустил 3 стрелы, эти стрелы были ему дороги, потому что в них камни-яхонты и оперены они перьями какого-то совершенно чудесного орла, и ночью он эти стрелы собирает по их сиянию. Какого же орла там перья? Как говорится в былине, не того орла, который во чистом поле, а того, который в синем море. Сидит орел на камене на Латаре, тот орел сворохнется, сине морюшко сколеблется, а в деревнях петухи воспоют. Образ орла, сидящего на краю мироздания, на краю моря, известен в различной мифологии, в частности, в скандинавской, и русским духовным стихам и ещё много где он встречается. То есть это исполинская птица, сидящая на краю света. В деревнях воспоют петухи. То есть — восход. Перед нами образ орла, связанного с солнцем. Тогда становится понятным, почему стрелы светятся ночью и почему Дюк никого не убил во время этой своей охоты. Потому, что его стрелы оказываются солнечными лучами и очевидно, что эти стрелы не могут убить. И после этой странной охоты Дюк едет к своей матушке и отпрашивается в Киев. Она говорит: ты в Киеве никому не рассказывай о нашем богатстве, нас засмеют, потому что мы бедны. Тем не менее Дюк едет и едет через заставу. Застав бывает несколько: три или четыре. И их варианты варьируются, но общий список такой: горы толкучие, змеи шипучие, птицы клевучие, звери шипучие, опять же змеи и на последней заставе может быть шатер Ильи Муромца, который будет, как нетрудно догадаться, там спать. Через все эти заставы конь Дюка просто проскакивает. Дюк ни с кем не вступает в бой, он просто удирает от этих застав. Начнем с этих несчастных толкучих гор. Несчастных, потому что непонятно — как их трактовать. Когда у греков возникает образ сталкивающихся скал, то здесь все понятно, за этим стоит образ узкого пролива. Но живя на русской равнине — какие могут быть сталкивающиеся горы? Какой реальный прототип у них может быть? Я в свое время предположила, что это не что иное как тучи. Действительно горы, действительно сталкивающиеся. Учитывая, что Дюк связан со стихией собственного света. Тогда те змеи, которые оказываются ниже гор толкучих, но выше птиц, это будут молнии. Ну и затем идут обычные птицы, звери, змеи. То есть у нас получается картина богатыря спускающегося с небес на землю. Опять-таки с учетом того, что его страна имеет четко выраженную символику солнечную. Это может быть в прямом смысле слова солнечное царство, откуда он и приходит.