Страницы

Ссылки

Христианство – официальная религия Рима

Христианство – официальная религия Рима

Ну, и мы знаем, что лучший способ погубить любое начинание – это его возглавить. В итоге к этому придёт римская империя. Единой империи нужна единая религия, единый бог, освящающий власть. У Диоклетиана не получилось с его реформой. Стоицизм, как единая философия империи, обанкротился, не состоялся. Значит нужно что-то другое.

И само христианство начинает постепенно приспосабливаться к империи. Уже Павел скажет: «Всякая власть от Бога». Христос учил противоположному. Христос говорил, что власть от дьявола, поэтому отдайте кесарю кесарево, не нужны нам его монеты, которые он чеканит. А мы помним, что дьявол предлагал власть именно Христу, и он – источник власти. А Павел скажет: «Всякая власть от Бога». Христос говорил о равенстве женщин, а Павел скажет, что женщины – сосуд греха, например. То есть начнётся отход, и вся дальнейшая история христианства – это отход от идеалов раннего христианства, от идей самого Христа. Появится множество толкователей. Ересь – слово, первоначально означавшее разномыслие. Павел говорил: «Пусть будут среди вас ереси» (разномыслия, чтобы выявились мудрые). «Ересь» станет словом ругательным, за ересь будут преследовать.

Начнёт выстраиваться иерархия пресвитеров, епископов. На смену коммунизму первых общин, отрицанию собственности придёт милостыня — надо помогать бедным. Но бедность в принципе не отменяется. То есть происходит постепенное приспособление. Христианство обрастает догматами, культами, которых вначале не было; таинствами, которых вначале не было и т.д. Возникают люди, которые начинают толковать и монополизировать право на толкование христианства. Раньше любой мог объявить себя харизматиком (человеком в состоянии благодати), теперь это только церковный чиновник, епископ, пресвитер.

И постепенно христианство идёт на сближение с империей, а империя – на сближение с христианством. То, что изначально было революционной силой, взрывающей античный мир, теперь становится постепенно официальной религией, официальной верой. И в итоге империя принимает религию. Мировая империя нуждалась в мировой религии. А мировая религия принимает империю. Хотя от этого они, конечно, меняются, особенно религия. Но религия в итоге переживёт империю и станет основательницей нового мира, мира средневекового.

Константин первым прекращает гонения на христианство. В 313 году он издаёт знаменитый Медиоланский эдикт (или Миланский эдикт), в котором христианство провозглашается одной из терпимых вер. Христианам разрешается иметь собственность, иметь свои храмы, свои кладбища. До этого у них всё это отнималось. Под эгидой императора Константина в 325 году происходит Первый Вселенский Собор христиан в городе Никея. Император там присутствует, надзирает за всем этим. Принимается символ веры, то есть то, во что следует верить христианам.

Забавно, что Константин сам до конца своей жизни не был христианином. Он крестился только перед смертью и сохранял титул божественного, то есть сам считался богом, и сохранял титул понтифика, то есть главы языческих культов. Получается интересная вещь: церковью руководит язычник. И вмешивается в её дела, и провозглашает, как скажет его наследник, «моя воля – закон для церкви». Происходит такая своего рода сделка. Церковь легализуется, ей разрешается иметь большую собственность, она находится под покровительством империи.

Кстати, система веротерпимости, провозглашённая Медиоланским эдиктом Константина, просуществует недолго. Уже через 50-60 лет начнутся гонения — только уже не на христиан, а на язычников. Церковь гонимая станет церковью-гонительницей. Христиане начнут громить языческие храмы, будет убита женщина-философ, неоплатоник, язычница Ипатия по наущению христианских епископов в Александрии и т.д. Недолго продлится эта стабильность — равновесие между язычеством и христианством.

Итак, происходит сделка. Христианство легализуется, получает собственность, а за счёт этого оно должно поддерживать империю. Император решает вопросы догматики, вмешивается в вопросы, решаемые на соборах. Более того, священники становятся практически чиновниками. Они теперь получают содержание и не должны платить налоги, как все чиновники в империи. Создается такой вот тандем христианства и империи. Это будет иметь огромные последствия. Вот так происходит «приручение» христианства и его дальнейшее распространение. Но моя лекция посвящена не истории христианства, не истории религии, просто это важно для понимания истории Рима.

Далее — Римская империя перед крахом

Search

Categories