Страницы

Ссылки

Разделение Римской империи

Разделение Римской империи

И вот мы видим на троне Рима последнего императора-язычника Юлиана Отступника, замечательного философа, полководца, правителя. Отступником его назовут христиане, потому что он попытается переиграть, убрать обратно христианство и заменить его неоплатонизмом, вернуть языческие культы. Он будет править несколько лет и погибнет в походе на Персию. Если верить христианским авторам (а не верить им нет оснований), последними словами Юлиана Отступника, поражённого стрелой или копьём, были: «Ты победил, галилеянин». То есть, Христос победил.

Начинается эпоха гонений на язычество. Приходят истовые христиане-императоры, которые вмешиваются в дела церковных соборов. По их воле церковные соборы признают то одно направление в христианстве правильным, то другое (там борются арианство с афанасьевством). Противоположная сторона – это государственные преступники. Если христианство – это государственная религия и император за него, то тот, кто против – государственный преступник; отсюда и гонения. Надо верить в то, что говорит император. Разрушаются античные храмы, запрещаются Олимпийские игры и т.д.

Следующая важная веха римской истории – это 378 год. Веха страшная, предвещающая гибель Рима. Восстали племена вестготов, то есть, западных готов. Были остготы и вестготы. Вестготы жили на территории Римской империи, подвергались притеснениям со стороны римских наместников, погрязших в коррупции. И вот они восстали. Против них пошёл римский император Валент. Около Адрианополя, на Балканах, происходит грандиозная битва, в которой римская армия разбита. Погиб император Валент. И это то поражение, от которого Рим уже никогда не оправится. 378 год. Запомним эту дату, она одна из важных.

Вскоре после него происходит и разделение империи. Теперь уже одни варвары защищают империю от других. Мы видим, как у трона возрастает значение варваров. И 395 год – следующая важная веха. Умер римский император Феодосий, после чего империя была разделена на Западную и Восточную. Западная — со столицей в Риме, а потом в Равенне.

Смотрите: Западная Римская империя, Восточная Римская империя. Империя может быть только Римской. Магия, мифология Рима ещё сохраняется. Но при этом столицей Восточной Римской империи является, конечно, не Рим, а Константинополь. А в Западной Римской империи столица тоже уже не Рим, а Равенна, городок на севере Италии среди болот, где император, уже не контролирующий империю, отсиживается за стенами города.

Дети императора Феодосия поделили империю. Восточная досталась Аркадию, а Западная – Гонорию, который правил в 395-423 годах. Гонорий был слабым правителем. При нём возвышается варвар, вандал Стилихон, который пытался защитить Рим, боролся с другими вандалами, с готами, с разными варварскими племенами. И наибольшую опасность продолжали для Рима представлять вестготы во главе с королём, вождём Аларихом. Но Стилихон несколько раз отражал нашествия Алариха на Италию, на Рим и разбивал его. Но в итоге, в результате придворных интриг этот талантливый советник, воин, полководец был казнён.

В 410 году вестготы приходят в Италию, осаждают Рим. Все потрясены. Аларих осадил Рим. Запугивая его, римские послы сказали, что в Риме так много граждан и много воинов. Аларих ответил знаменитой фразой: «Чем гуще трава, тем легче косить». Ему уже, извините, плевать на это множество. И вестготы берут Рим. 1000 лет этого не было. Даже галлы, бог знает, в каком веке до н.э., взяли Рим, но не взяли Капитолий, потому что гуси Рим спасли. Помните? Впервые за множество веков Рим пал. Это всех потрясло. 410 год. Не может быть такого, что Рим взят. И встаёт вопрос о религиозном смысле этих событий. Как бог допустил (ведь Рим только что принял христианство), что пал Рим?

И тут же полетели камни, конечно, в огород христиан. Язычники, ещё не совсем добитые, стали говорить: вот, мы отвернулись от богов Рима, а боги отвернулись от нас. Христиане ослабили римлян своими речами о том, что Царство Божие не от мира сего и т.д. Римляне утратили виртус романус, свою добродетель, воинскую суровость, отвагу.

И ответ на это даёт христианский мыслитель, основоположник христианской философии Августин, Аврелий Августин, Блаженный Августин, епископ города Гиппон. Он пишет грандиозный труд «О граде Божьем», в котором говорит: «нет, ничего подобного, Рим – это воплощение земного града, града, основанного на насилии, на тщеславии, на власти». Это град, который был основан Каином, убившим Авеля. А Рим ведь основан тоже на братской крови: Ромул убил Рема. И вот Рим – это новый Вавилон. Это воплощение пороков, воплощение людской гордыни, презрение к богу. За это Рим и поплатился. А граду земному противостоит град Божий, град невидимый, град вечный, основанный на любви, град Авеля. И этот град воплощается в церкви. И церковь победит и т.д. То есть, Августин объясняет, что религиозный смысл падения Рима – это заслуженное наказание Рима за его грехи. Поэтому Рим и был взят в 410 году.

Далее — Победа над гуннами

Search

Categories