Страницы

Ссылки

Раннее христианство

Теперь пришло время сказать немножко о христианстве и его отношениях с империей. Не буду сейчас подробно описывать происхождение христианства, пересказывать Евангелие, описывать жизнь Христа. Скажу о политической стороне всего этого.

Христианство изначально имело колоссальный революционный потенциал. Оно идейно, организационно, духовно противостояло всей античности. Идея единого бога принципиально отрицало культ императора. Христиане изначально говорили о равенстве всех людей и этим подрывали деление на бедных и богатых, на разные народы, на разные нации. А христианство первоначальное отрицало всякую иерархию и этим тоже отрицало принципы империи. Христианство было религией изначально антиинтеллектуальной. Как говорил апостол Павел, «мудрость мира сего – безумие перед Господом».

И многие положения христианства в свою очередь казались безумными античности. Как может бог стать человеком? Как может бог умереть? Как может быть воплощение во плоти? Античность противопоставляла дух и материю. Как может быть воскрешение во плоти? И первые христиане – это был скандал. Для античности христианство – это было какое-то изуверство, грубость, невежество. А христианство говорило, что любые их дети знают больше, чем мудрецы язычников. И достоинство, добродетели язычников – это всего-навсего блестящие пороки. То есть конфликт был абсолютный и с языческим миром, и с римским законом, и с имперской властью, которая от сатаны, а не от бога. То есть, Христос, в общем, нёс фактически революционные идеи и христианство.

И первоначальная христианская община – это была община равных, отрицающая собственность (общие трапезы), отрицающая иерархию. Потом возникнут пресвитеры, епископы, вся эта церковная иерархия. Возникнет множество разных ритуалов. Возникнет социальное неравенство среди христиан. Но всё-таки христианство провозглашает: нет эллина, нет иудея, раб и свободный – все равны.

Какие формы объединений знала античность? Полис, империю, политическое, юридическое единство, семью. Христианство устанавливает нечто столь же универсальное, сколь империя, но связанное внутренней, духовной связью – церковь, община всех верующих во Христе, любовь. Новая форма социальности. Не семья (потому что не кровные связи), не формальные юридические обязанности (благодать отрицает закон) являются главными. «Люби и делай что хочешь», – скажет потом Августин.

Христианство – это предельная индивидуализация. Царство Божие внутри нас. Человек, выбитый из всех связей. И она устанавливает в то же время новую форму социальности, как я уже сказал. То есть идея равенства всех людей, братства, любви. И, конечно же, какой там римский закон, какое там поклонение императору, какая там языческая учёность! В общем, первоначально христианство абсолютно неприемлемо для античного мира, это религия рабов, бедняков, женщин. Именно к ним обращался Христос, к ним обращался фактически создатель христианской церкви апостол Павел — ключевая фигура в истории раннего христианства.

Потом начнётся период гонений и приспособлений. Римские императоры, начиная с Нерона, который обвинит христиан в поджоге Рима, другие (Деций, Аврелиан, тот же Марк Аврелий, император-философ), будут устраивать гонения на христиан, будут их казнить, распинать, отдавать на съедение львам, требовать отречься от христианства, требовать принести жертвы культу императора, признать императора богом. И ничего не будет получаться. Христианские мученики будут умирать ради Христа в эпоху, когда уже в античном мире мало кто во что верит, и этим каждый погибший мученик будет только умножать ряды христиан.

Но о христианах будут распространять всякие клеветнические слухи: якобы, они едят плоть Христову – значит, они занимаются каннибализмом; вообще они безнравственные, на своих собраниях в катакомбах они неизвестно чем занимаются; они ждут конца света – значит, ненавидят род человеческий и т.д. Клевета, гонения, преследования, но ничего не помогает.

Далее — Христианство – официальная религия Рима

Search

Categories