Император Диоклетиан
Император Диоклетиан
Однако империя выходит из кризиса в конце III века. И выход из кризиса связан с именем такой яркой фигуры, как император Диоклетиан (284-305 годы). И мы подходим к новому важному рубежу римской истории. Победив в борьбе за власть, Диоклетиан сменяет всю политическую систему Рима, устанавливает новую систему, которая получает название «доминат». Мы помним, что до этого был принципат, принцепс, «республика в одеждах монархии», сенат, консулы, трибуны и т.д. Но при этом — вся власть у одного человека.
Доминат (от римского dominatus – «господство») — это поздняя римская империя. Она абсолютно напоминает нам восточную деспотию. Теперь уже доминус (господин), не принцепс, не «первый среди равных». Доминус, император-бог, император – всё, все рабы перед ним. Ну, правда, он называется господином и богом, а убить его могут так же, как и любого смертного, преторианца и солдата.
Диоклетиан устанавливает систему домината, отбрасывает все эти формальности с консулами, трибунами, сенаторами. Теперь есть господин и рабы. Он проводит административную реформу, новое деление империи и, что очень важно, религиозную реформу. Диоклетиан понимал, что единой империи нужна единая религии. Он попытался установить систему богов, которой бы поклонялись во всей империи. Эта система не устояла, рухнула, и на смену ей скоро придёт скоро христианство. Но Диоклетиан пытался систематизировать римских богов. В общем, вот такие административная, политическая и религиозная реформы, связанные с его именем.
Но что интересно. Проведя все эти реформы, создав доминат на смену принципату, Диоклетиан устранился, сложил с себя власть (как когда-то Сулла, например) и уехал выращивать капусту, как частное лицо, в своё имение. Это по-римски. Но как только Диоклетиан ушёл, началась борьба между его преемниками. И в этой борьбе побеждает Константин, Константин Великий, в будущем христианский святой, который будет править в 306 — 337 годах. Это будет человек жестокосердный, убийца многих своих родственников, человек тиранического склада. Но он был впоследствии канонизирован, поскольку именно с ним связано принятие империей христианства.
Прежде чем я скажу о Константине, подведём итоги по поводу домината. Мы видим, что, сломив упорное сопротивление сената в борьбе I века, сохраняя до поры республиканский фасад, императоры шли ко всё более всеобъемлющей власти. И вот доминат, восточный деспотизм, обожествление самого императора, как на Востоке. Причём замечу ещё: парадоксальным образом рост императорского деспотизма и произвола, разрыв живых связей в обществе, рост бюрократической регламентации сопровождались всё более совершенной разработкой римского права.
Снова вспомним апостола Павла. Чем больше преступлений, тем больше законов, и наоборот. Чем более империя уничтожала внутреннее единство, единство между живыми людьми и союзами, тем совершеннее выглядел фасад, внешнее правовое единство, регламентирующие его законы, которые описывали все аспекты жизни и шли с неизбежностью к уравниванию всех людей как подданных империи перед лицом императора. Все равны в бесправии.
Император – это деспот, за которым стоят преторианцы. Рабство утверждается во всех сферах жизни. Это рабский труд в экономике, как основа земледелия (я уже говорил), он, правда, начинает вытесняться системой арендаторов-колонов. А в политике все жители империи – рабы доминуса, господина, божественного цезаря, императора.
Далее — Раннее христианство