Сенат, магистраты
Сенат, магистраты
Теперь о сенате Рима. Сенат – это, конечно, важнейшее, могущественное учреждение римского государства. Сначала это был просто совет старейшин, совет патрициев при консулах, совещательный орган. Вот два консула – два царя, а при них сенат. Но постепенно он стал подминать под себя всё. Постепенно он стал фактическим правителем государства, повелевал должностными лицами, манипулировал народным собранием, как своим орудием. Если мы учтём, что в сенат входила вся верхушка римской знати, а за ними стоят их кланы, традиции вековые, а у каждого из них куча клиентов, то есть прихлебателей, людей, им обязанных, то есть сенат Рима – это огромная сила. К нему сходятся все нити власти.
Но это, конечно, означало постепенное нарушение равновесия власти, когда элемент демократический и монархический постепенно уничтожался, а возрастал элемент аристократический, он уже вырождался в олигархию. Происходил отрыв власти, республика становилась уже больше делом не народа, а кучки сенаторов. И это одна из причин, почему эта республика оказалась неустойчивой и погибла.
Римский сенат — зто 500-600 патрициев, потомки тех, кто когда-то вместе с Ромулом основали город на семи холмах. Вся история римской республики с момента свержения царей (организатором восстания, свергнувшего царей, был Брут Древний, как его называли основатели рода Брутов), то есть это 510 год до н.э. и кончая 44 годом до н.э., до Марка Юния Брута, потомка того Брута. Марк Юний Брут – это и убийца, и организатор убийства нового кандидата в единоличные властители Рима Гая Юлия Цезаря.
Вся история римской республики от её рождения до её гибели – это история прежде всего сената, история селения и могущества сенаторской патрицианской республики. Сенат — это был мозговой центр, штаб и фактически правительство Рима, во многом опирающееся, конечно, на авторитет, богатство, связи, клановые традиции.
Другие народные магистраты, то есть должностные лица. Среди них очень важны народные трибуны. Они представляют интересы плебеев, имеют личную неприкосновенность и важное право вето (запрещать любые законы).
Цензор. Их можно сравнить со спартанскими эфорами. Их функция – прежде всего надзор за нравами, но также они следят за тем, чтобы в Риме не нарушались, ну скажем так, римская конституция, то есть негласные традиции, они также составляют списки избирателей. Они решают кто граждане, а кто не граждане в Риме. Самым известным из римских цензоров был уже упоминавшийся мною в прошлой лекции Марк Порций Катон Старший, горячий поборник и очень умный защитник старины, такой сельскохозяйственный деятель, автор трудов по сельскому хозяйству, по истории Рима и горячий противник эллинизации, проникновения в Рим греческих традиций.
И ещё одна важная коллегия, одна важная магистратура – это преторы. Преторы – это судьи. Преторы занимались составлением, трактовкой законов.
Ещё одна важная коллегия – это понтифики. Понтифики – это жрецы, жреческая коллегия.
Вот цензоры, преторы, понтифики, трибуны, консулы – основные должностные лица Рима. Но в наиболее опасных ситуациях (а они, как вы понимаете, возникали часто) сенат учреждал ещё одну экстраординарную должность – диктатор. И человеку, которого назначали на должность диктатора, передавали почти неограниченные полномочия, чтобы он спасал республику, спасал Рим, но на очень непродолжительный срок.
Римляне были величайшие знатоки политики. И они понимали, что в какой-то момент, когда вот всё поставлено на кон, нужно сосредоточить все силы, нужно централизовать всё, нужен какой-то талантливый человек, который всех спасёт. Но если это долго, если власть будет долго находиться в одних руках, она развратится и это будет неэффективно, это будет опасно. Поэтому вот такой принцип: абсолютная власть диктатору, но на короткий момент в чрезвычайной ситуации, и потом её у него отбирают. Так было, например, во время той же войны с Ганнибалом, когда римляне потеряли всё своё войско, потерпели множество поражений, они избрали диктатора Макса Фабия, получившего прозвище Кунктатор, который собственно и спасал Рим. И не раз до и после была нужда в диктаторах.
Далее — Социальное устройство Рима