Страницы

Ссылки

Civitas — гражданская община

Civitas — гражданская община

Итак, полис. Полис римский и гражданская община называлась цивитас (civitas). Она в Риме была ярко выраженная аристократическая; аристократия, патриции всем командовали. Много роднит римскую культуру с греческой, несмотря на все противопоставления, также и у полисов в Риме (у цивитас) много общего с греческим полисом: народные собрания, гражданин – это воин или земельный собственник одновременно.

Но если у греческо-эллинского полиса вся жизнь пронизана множеством незримых связей между людьми, множеством неформальных, тёплых отношений: союзы, сообщества, коллегии, союзы по профессиям, философские школы, религиозные общества, пифагорейцы, орфические братства, элевсинские братства, мистерии. Это порождало неформальный характер греческого права, очень конкретный, а полису придавало внутреннее единство, и он не стремился к расширению.

А для римской жизни и мышления как раз характерны, как я уже говорил, формализм, внешняя регламентация, внешняя субординация, рассудочная универсальность, стремление всё систематизировать, включая ту же религию и всю жизнь, на основе нескольких абстрактных принципов. Поэтому римляне создали и язык, который является языком мировой науки, и очень конкретный, и систематичный, и логичный. И они создали римское право.

Ещё раз повторю высказывание Зелинского, что римлянам присуще юридическое мышление, римлянин мыслит себя как связанный сделками с богами, с семьёй, соотечественниками. Если он будет соблюдать все эти обеты, молитвы, жертвоприношения, договоры, клятвы, то всё будет у него хорошо. Это очень глубинное, существенное отличие римского цивитас от греческого: юридический характер мышления, постоянная военная экспансия.

Теперь перейдём к конкретным примерам и к конкретным институтам, учреждениям, должностным лицам, которые Рим выработал уже в ранней своей истории, что такое римский цивитас, как всё это работало. Хочу заметить, что, когда в Рим приехал очень известный и выдающийся греческий историк Полибий, он задумался: а почему Рим такой эффективный, почему римское государство такое устойчивое. И одной из главных причин этого (устойчивости и эффективности римского государства) Полибий обнаружил в смешанной природе политических учреждений, то есть Рим – это не что-то однородное, а, как замечает Полибий, в римской республике V — I веков до н.э. сочетаются все элементы: аристократический, монархический и демократический.

Сочетание этих трёх элементов, известных тогда (вспомним Аристотеля с его классификацией идеальных государств, он как раз выделял аристократию, монархию и то, что он называл полития или демократия, три правильные формы устройства), все они присутствовали в Риме и придавали ему устойчивость и эффективность. Хотя, конечно, преобладает элемент аристократический. И чем дальше, тем больше.

Тем не менее аристократическим учреждением является сенат, орган патрициев, орган старейшин, орган аристократов. Но есть и монархический элемент, он представлен консулами, двумя консулами, которые сосредотачивают в своих руках большую долю власти. Как бы два царя, как в Спарте, помните? Но есть и демократический элемент, это народное собрание. То есть сенат (аристократическое учреждение), консулы (монархическое учреждение) и народное собрание, которое представляет собой демократию, вот всё это придаёт Риму устойчивость. Надо заметить, что со временем монархический и демократический элементы скукоживались, выхолащивались, ликвидировались, а всё больше нарастала роль аристократии, оптиматов, патрициев, и сенат – их орудие. Давайте посмотрим, что это были за учреждения, которые в ходе многовековой борьбы сложились в Риме и как всё это работало.

Далее — Народное собрание, консулы

Search

Categories