Политическая система Рима
История Рима – это история борьбы
Надо заметить прежде всего, что, во-первых, всё устройство римского государства, весь быт граждан и учреждений были обусловлены постоянными войнами. Вся римская история – это история войн, о чём я ещё скажу. Мир был каким-то исключением, редким исключением для Рима. И такая атмосфера постоянной мобилизации, военной организации, военного ожидания наложила огромный отпечаток на всю римскую культуру, на мироощущение и на политическую систему, которая во многом дублировала военную систему. Первая важная черта римской политической жизни, как и римской культуры – это её крайняя военизированность.
Второй важный момент, что к тому же вся история Рима – это история борьбы, внутренней политической борьбы, во многом завязанной на гражданские права, на доступ к должностям и на землю. Сначала это была борьба между царями Рима и аристократами. Эта борьба привела, как мы знаем, к падению в 510 году до н.э. власти царей. Вторым актом этой внутренней борьбы была борьба патрициев (аристократов) и плебеев, которая закончилась относительным равноправием плебеев, допуском плебеев к народному собранию, к земле и к должностям. И третьим актом этой борьбы уже во II, I веках до н.э. была борьба так называемых оптиматов (optimus – лучший, лучшие люди), нобиле (аристократы, это знать Рима) и популяров (ну популяры – понятно: populus – народ), то есть лучшие люди и народ, аристократия и чернь, скажем так. Вот оптиматы и популяры, то есть народной партии и партии аристократической. И эта борьба пронизывает последние два века до н.э. римской истории, о ней я ещё скажу отдельно.
И, наконец, ещё такой важный аспект, как борьба меду римлянами, самими римлянами, и их италийскими союзниками, то есть городами, которые считались союзниками Рима, которые были Римом подчинены. Рим туда выводил свои колонии, они платили Риму определённые деньги, они, самое главное, выставляли дополнительные военные контингенты для войн Рима. Но при этом они не имели равных прав с римлянами. Они оплачивали все издержки Рима, но не имели римского гражданства. Италийцы хотели получить это самое римское гражданство, чтобы вместе с самими римлянами не только нести на себе бремя войн, расходов, военнослужащих, но и участвовать в дележе захваченной добычи и т.д., то есть иметь римское гражданство. И эта борьба тоже была очень ожесточённой, и тоже растянулась надолго.
Получается такая сложная и преходящая цепочка борьбы: цари-аристократы, плебеи-патриции, оптиматы-популяры, римляне и их союзники. Вся эта борьба так же, как и атмосфера войн, военной готовности, сформировала политическую систему Рима.
Чтобы сравнить её с тем, что уже нам знакомо, я бы сказал, что политическая система Рима во многом напоминает Спарту, спартанскую систему. Я уже проводил определённые параллели между Римом и Спартой, тоже военизированным обществом, постоянно готовым к сражениям, борьбе, в котором человек полностью подчинялся полису. И мы видим в Риме ту же суровую военизированность всей жизни, мы видим то же преобладание аристократов, патрициев в Риме, их орудия – Сената. В Спарте это называлось Герусия (это совет старейшин), а у римлян это называлось Сенат (орган патрициев, решающий орган в Риме).
Мы видим, как и в Спарте, римское хозяйство – это аграрное хозяйство, аграрная его основа. Спарта была аграрным полисом. Тоже свои параллели. Мы видим то же культивирование духа самоотверженного служения отечеству. Главное – война, служить на войне. Кстати говоря, мы видим ту же беспримерную по выразительности и лаконичности речь. Можно сравнить римскую речь со спартанской. Есть много параллелей между спартанским и римским обществом. Можно сравнить римских консулов со спартанскими царями. Можно сравнить, помните, в Спарте была такая коллегия эфоров, надзирающая за нравами, в Риме – это цензоры. Ну и т.д.
Но есть и как минимум очень существенное одно отличие. Спарта никогда всерьёз не стремилась к гегемонии, к общеэллинскому, а тем более к мировому владычеству. Для Спарты хватало независимости, достаточно усмирить собственных рабов-илотов, которые бунтуют, достаточно господствовать в Пелопоннесе, в Пелопонесском союзе полисов и поддерживать аристократические союзные режимы в других полисах. Вот задача Спарты: чтобы не восставали свои илоты, чтобы Пелопонесский союз подчинялся, и другие режимы сочувственно относились, там, где аристократическая партия, поддерживать её.
Рим же последовательно и упорно век за веком шёл к мировому господству, хотя сами римляне считали, что они сначала не борются за господство, а борются за выживание, защищаются. Но как-то интересно получалось, что в ходе оборонительных войн к Риму всё время присоединялись новые земли, новые территории, пока в результате его обороны Рим не подчинил весь тогдашний мир. Рим именно создал мировую державу, Спарта – нет.
Далее — Civitas — гражданская община