Изучение детства в отечественной историографии
Историография данного вопроса делится на три наиболее значимых этапа: советская историография; период 1980-х – 1990-х годов, когда происходил пересмотр советской историографии, переоценка прошлого и разоблачение мифа о «счастливом советском детстве»; период с начала 2000-х годов, когда начинает преобладать стремление к объективному и профессиональному анализу проблемы.
Основное содержание советской историографии, посвященной проблемам детства в СССР, строилось на постулате «СССР — Родина счастливого детства». На рубеже XIX – ХХ вв. существовало самостоятельное направление в изучении детства – «педология» — направление в науке, ставившее своей целью изучение развития ребенка через объединение подходов медицины, биологии, психологии и педагогики. В рамках педологии проводились масштабные исследования разных аспектов детской жизни: выявлялись общественные идеалы, отношение к революции, партии, комсомолу, пионерскому движению; изучались социально-политические, классовые, правовые представления детей и подростков; развивалась этнография детства (детских игр, фольклора и др.). Но в 30-е годы это направление подверглось резкой критике и было признано «псевдонаукой».
В последующие десятилетия изучение детства оставалось в рамках возрастной психологии, педагогики и вопросов охраны материнства и детства. Истории детства как отдельная область исследования начинается с перевода книги «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке» Ф. Арьеса. Особое внимание он уделил проблеме исторических перемен в отношении к детству. Ф. Арьес исследует двойную эволюцию детства в европейском сознании от раннего Средневековья до XIX века. С одной стороны, это эволюция представлений о детстве как особом периоде жизни, постепенное усложнение его периодизации (младенец — ребенок — подросток — юноша), изменение роли ребенка в семье (от периферии к центру). С другой стороны, параллельная эволюция европейской организации образования, от церковной школы и обучения `в людях` к становлению системы начального и среднего образования, соперничающей с семьей в качестве главнейшего института социализации ребенка.
Распад Советского Союза не изменил историографическую ситуацию в целом. По инерции большая часть исследований детства оставалась в рамках возрастной психологии, педагогики и вопросов охраны материнства и детства. Изменения произошли на рубеже 1990-х и 2000-х гг. В Екатеринбурге вышел русский перевод книги Ф.Арьеса. Кафедра педагогической антропологии Университета российской академии образования (УРАО) начала активно изучать память детства, автобиографические источники по истории детства и публиковать учебно-методические пособия по исследованию феномена детства в воспоминаниях и сбору устных историй о нем. Позже бывшие сотрудники кафедры, в частности В.Г.Безрогов, О.Е.Кошелева, продолжили работу по превращению истории детства в самостоятельную научную дисциплину в России. Круг специалистов, занимавшихся детскими исследованиями, как и их проблематика, постепенно расширялся. Вероятно, завершением этого этапа развития истории детства и началом нового стало появление в 2007 г. первых обобщающих работ по истории российского детства в XX в. К. Келли и А. Сальниковой.
Книга А. Сальниковой представляет синтетический подход, охватывая аспекты истории, гендерных отношений, социальных ценностей, символизма. Особое внимание уделено вопросам становления и современного состояния «детских исследований» в России и за рубежом; специфике «детского» текста как основного носителя и транслятора детской памяти, особенностям его понимания, прочтения и функционирования в культуре; процессам революционной трансформации детства в России, складывания феномена советского детства и формирования детского революционного опыта. Значительную часть источниковой основы работы составили источники, созданные самими детьми, в которых нашли отражение процессы детского понимания и проникновения в революцию. В книге приведены уникальные визуальные материалы – фотографии, плакаты, показывающие динамику символического контекста советского детства.
Большая часть монографии А. Сальниковой «Российское детство в XX веке.» посвящена историографическим, источниковедческим и методологическим вопросам изучения детства и использования «детских текстов» в реконструкции мира российских детей. Затронутый исследовательницей круг вопросов представляет собой одну из двух больших групп проблем, вокруг которых и формируется история детства как научная дисциплина. К первой группе относят концепции детства, отражающие изменчивые представления взрослых о детях и их месте в обществе. Вторая, интересующая А. Сальникову, связана с реконструкцией мира детей как исторических объектов и субъектов, оставляющих о себе разные свидетельства — «детские тексты». Они рассказывают не только о жизни детей детским языком, но и о взрослых с позиции «детского опыта».
В 2015 году вышла монография Смирновой Т.М. «Дети страны Советов: От государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917—1940 гг.». Эта работа посвящается наиболее острым и обсуждаемым проблемам советского детства в период с 1917-го по 1941-й год. Центральной темой является то, насколько политика государства в отношении охраны материнства и детства соответствовала реалиям того времени. На основании новых архивных материалов были исследованы «болевые точки» жизни детей и подростков — быт в детских домах, организация детского досуга, практика патронирования, а также прочие семейные формы воспитания сирот, спасение и эвакуация (в том числе и за границу) детей из регионов, испытывавших голод в начале 1920-х годов и др.
Спасибо службе расшифровки аудиозаписей 123text, которая расшифровала записи докладов в рамках подготовки данной статьи.