Страницы

Ссылки

Своё и чужое

Своё и чужое

Теперь уже, собственно, главное было сказано — это то, что миф основан на противопоставлении «своё» и «чужое». Причем в мифологическом мышлении всё «своё» воспринимается положительно, независимо от его неких объективных качеств. Оно «своё» и поэтому оно хорошее. Как только мы сталкиваемся с таким представлением, всё прекрасно, логика отдыхает, логика выключена, пошла чистая мифология. А всё «чужое» воспринимается как потенциально опасное, как потенциально враждебное и, применительно к антуражным мифологиям, традиционным — как колдовское. Понятно, что такая картина противопоставления «своего» и чужого», например, очень хорошо ложится на советскую идеологию. И действительно, в последние два десятилетия появилось достаточно много работ, где мифология советской культуры, советской эпохи рассматривается именно строго в рамках классической мифологии и, что любопытно, из этого мы делаем простой вывод, что мифологическое мышление не связано с религиозностью и иногда даже одно другому довольно сильно вредит. В советское время, как известно, религии не было, она была отменена, был атеизм. А вот мифология цвела пышным цветом именно потому, что религия ей, скажем так, не мешала.

Итак, всё «своё» мыслится благим, все «чужое» мыслится потенциально опасным и, возможно, колдовским. Ну, чтобы не приводить примеры советского времени, возьмем что-нибудь более антуражное. Например, приезжает британский этнограф к австралийским аборигенам, записывает их сказания и те, естественно, ему говорят, что вот ты к нам приехал, мы тебя принимаем, потому что ты наш предок. Кстати, любопытный факт, что австралийцы действительно верили в то, что британцы — это их предки, потому, что у австралийцев обитатели мира мертвых представляются белотелыми. Сами австралийцы, как вы знаете, смуглые. Итак, вот ты к нам приехал, но ты не езди за те холмы, там живет племя очень злое, они тебя заколдуют и съедят.

Естественно, что британец не слушает советов умных людей и едет за те холмы, ну и можно догадаться, что ему там говорят ровно то же самое. Можно опять-таки спроецировать на советское время, на железный занавес и соответствующие легенды, что говорят у нас в стране об Америке, что наоборот. От австралийцев мы отличаемся в этом смысле достаточно мало.

Кто у нас населяет иной мир? К иному миру относятся, естественно, боги — для классических архаичных или не очень архаичных мифологий, естественно.

Следующий класс — это божества. Применительно, допустим, к русской мифологии — это русалки, домовые, лешие — существа, которые живут бок о бок с человеком, живут с ним в одном доме, живут с ним на одной территории. Естественно, что их культ, представление о них и вообще сосуществование с ними играло и играет до сих пор очень, очень большую роль и может только показаться, что допустим, в нашем сегодняшнем обществе поверья о леших нет. Но если поговорить с серьезными туристами, то они много интересного расскажут, а уж если вам удастся разговорить серьезного спелеолога или серьезного альпиниста, то там такого будет предостаточно.

Кстати, попутно не могу не заметить, что чем больше деятельность связана с риском, тем, естественно, больше будет уровень мифологизации. И, кстати сказать, такие представления будут достаточно ревниво охраняться и далеко не всегда они будут выдаваться вовне. Чтобы записывать, допустим, современные поверья о леших, нужно далеко не всякого туриста разговорить и далеко не всякий турист согласится это рассказать. Потому, что для него это действительно очень серьёзный вопрос, он, так сказать, с этими силами взаимодействует. Но не будем уточнять — существуют они или нет, поскольку это вопрос веры.

Далее — Иной мир — мертвецы и животные

Search

Categories