Женские волосы, сотворение мира
Женские волосы, сотворение мира
Далее. В любой хорошей книге по мифологии вы можете прочесть, что в мифологическом мышлении отсутствуют абстрактные понятия и они заменяются конкретными представлениями. Пример этого мы сейчас как раз и разбираем, то есть источник знаний может быть в буквальном смысле слова — родник, может быть в переносном смысле, как эта самая змея или рыба, которую надо съесть. Заметьте, что все равно связано — если рыба, то с водной стихией, если змея, то хотя бы с нижним миром. Так вот, все равно какой-то источник знаний имеется вполне физический.
Что же у женщины? Для женщины воплощение её магической силы, колдовской силы, воплощение её мудрости, называйте как хотите, как кому больше нравится, все равно речь идет об одном и том же, это вполне физический носитель, это её волосы. Откуда многочисленные запреты, связанные с женскими волосами. Женщина, кроме самых особых случаев, когда она обязательно должна заниматься некой магической практикой — кроме них она ни в коем случае не может показать свои волосы, то есть она не может опростоволоситься, показать непокрытые волосы. Я хочу заметить, что большинству народов это присуще, христианство несколько подпортило картину с его абсолютизацией девственности, а у большинства народов очень четко — женщина получает свою максимальную магическую силу, как говорят, после свадьбы, на самом деле не после свадьбы, конечно же, а после рождения первого ребёнка. Став матерью, она сполна становиться, скажем так, ведьмой в хорошем смысле слова. Ну и в плохом при необходимости тоже. И, заметьте, что мы начали с источника знаний как родника, то есть водная стихия, перешли к женским волосам, представлениям о том, что женщина ни в коем случае не должна показывать свои волосы никому. И заметьте, что если посмотреть на головные уборы, на прически самых разных народов, то мы видим очень четкую картину — после замужества женщины или в обязательном порядке покрывают волосы, или их стригут и все равно покрывают. То есть вот эта сила, воплощённая в женских волосах, она всячески сдерживается и в полном смысле слова скручивается, закручивается в пучок.
Далее. Что общего между родником и женскими волосами. В русском языке есть прекрасное слово – волна, которое и сейчас вполне применимо к волосам, волнистым волосам. А в народных диалектах слово «волна» может обозначаться просто «шерсть» и соответственно, на мифологическом плане женские волосы и родник оказываются просто тождественны. Таким образом, всё это воплощение этой самой мудрости, целостной магической мудрости, мудрости, которую, если мужчина получил, то это такое исключительное событие, что о нём надо составлять отдельную легенду. И любой бабе эта мудрость присуща по её женской природе.
И здесь же, раз уж зашла речь о нижнем мире, с которым эта мудрость связана, кстати, вот именно поэтому она ещё мыслится опасной, то здесь нельзя не упомянуть тесно с этим связанный ещё один образ – это образ мира до бытия, мира до сотворения. Что было, когда ничего не было? Мы можем взять начало книги бытия, когда говорится о тьме над бездной и духе божьем, который носился над водами. И далее творение мира начинается с того, что Бог говорит: «Да будет свет». Мы можем взять любые другие источники, и сейчас просто я уже не буду тратить время на очень большой список примеров, но картина достаточно устойчива. Итак, что бы проще запомнить, скажем, в шутку, что когда ничего не было, то было темно, холодно и мокро. Очень многие мифологии начинают сотворение мира с появления света, причем заметьте, что свет этот никак не связан с солнцем. Солнце возникает позже. Это изначальный свет и примеры этого потом увидим многократно. Сейчас просто ради экономии времени я опускаю примеры. Итак, если вначале было темно, то сотворение мира — это появление света. Если вначале было холодно, то, соответственно, сотворение мира — это появление тепла. В чистом виде это редкий миф, очень редкий миф. Я знаю только одну его реализацию, это Индия. Когда действительно все начинается с того, что возникает космический жар, из которого потом много что появляется. И, наконец, если вначале было мокро, значит это беспредельные, бесконечные воды. И, соответственно, тогда сотворение мира — это появление суши. Это очень распространённый миф, очень много где он присутствует. Чтобы закончить тему сотворения мира я не могу не заметить, что есть ещё два дополнительных признака мира до бытия, которые встречаются редко, но если встречаются, то это очень красивые мифы. Когда еще ничего не было, то не было и движения. И, таким образом, сотворение мира – это есть первое движение. Изобразительное воплощение этого мифа сейчас можно в крупных городах встретить в любом сувенирном киоске. Я, разумеется, имею в виду индийскую статуэтку танцующего Шиву. Шиву, который как раз своим танцем и творит мир. И, наконец, когда ничего не было, то не было звуков. И, таким образом, мы выруливаем на очень большую тему, на которую у нас сейчас нет времени, это сотворение мира звуком и сотворение мира словом. Это совершенно особый, отдельный, очень-очень мощный корпус мифов.
Ну вот, это мы заодно и мир сотворили. Теперь мы возвращаемся к нашей мировой оси, к мировому древу, у корней которого бьёт вот этот самый замечательный источник знаний. Я хочу ещё заметить последнее, что с этим связано, это то, что представление о нижнем мире как о мире беспредельных темных вод достаточно устойчиво и будет нам в дальнейшем встречаться очень и очень часто. Это то, что касается мировой оси и мировой ограды.
Далее — Инкорпорированное мышление