Страницы

Ссылки

Центр мира

Центр мира

Седующий важный момент — это мифологическая картина мира. Как мы уже сказали, всё «своё» мыслится при мифологическом восприятии, собственно не мыслится — воспринимается положительным, и поэтому мир «своего» — это мир законов. В тех редких случаях когда в мире «чужого» тоже подразумеваются какие-то законы, это значит — у нас законы хорошие, у них законы плохие. Как правило: мир «своего» — мир законов, мир «чужого» — мир беззакония. Соответственно, мир «своего» — мир порядка, по-гречески — космос, а межзвездное пространство здесь совершенно не причём. Мир «чужого» — хаос. Где, как помещает мифологическое мышление мир «своего»? В центре. Маяковского можно по этому поводу вспомнить: «Начинается земля, как известно, от Кремля». Если взять мифологии поантуражнее, то это у очень многих народов, они свою землю называли «Срединная земля», это, например, древнеиндийская Магатха, Китай — Срединный мир, в переводе с китайского, и у скандинавов это было, и на Чукотке это было. Примеров такого довольно-таки много. Итак, мир «своего» находится в центре и от мира «чужого» он отделён мировой оградой. Вопрос: где у нас силы порядка, силы космоса, силы «своего», называйте это как хотите, где они сконцентрированы в максимальной степени? С одной стороны, у нас есть вариант «центр», если наш мир это центр, то центр нашего мира, совершенно очевидно, это есть сосредоточие блага. С другой стороны, если у нас будет слабая ограда, то совершенно очевидно, что враждебные силы прорвутся и таким образом вроде бы должна быть самой сильной ограда. Так вот где же у нас все-таки наибольшее сосредоточение сил блага — в центре или на границе? Правильный ответ вполне понятен в силу того, что сегодня уже было сказано. Если у нас мифологическое мировосприятие базируется на тождестве противоположностей, то, конечно же, максимальное сосредоточение сил блага это и центр и граница в равной степени. Откуда возникает такая прелесть, как тождество центра и границы? Сейчас мы уже переходим к понятию «мировой оси», которое может восприниматься в качестве горы, но по поводу тождества центра и границы просто один очень яркий пример. Центр может восприниматься в виде горы.

Берём греческую мифологию, берём подвиг Геракла — яблоки Гесперид. Геспериды — имя, происходящее от греческого hespera, то есть вечер. Значит, они находятся где-то там, где Атлант, то есть понятно, остров, грубо говоря, в Атлантическом океане, в общем, это запад. Это вечерняя часть мироздания, место заката и соответственно Гераклу надо идти из Греции куда-то за Геркулесовы столбы, то есть за Гибралтар на этот самый остров. Ему из Греции надо идти на запад. Что делает Геракл? По священному принципу — не для «бешенной собаки», а для истинного героя — «семь верст не крюк» он идет куда? Правильно, на крайний восток греческого мира, он приходит к Кавказским горам, где к горе прикован Прометей, брат Атланта. Геракл его освобождает с очень важной целью. Он освобождает его, чтобы у него спросить — как пройти к Атланту. Для этого надо из Греции пешком сбегать на Кавказ. Я же говорю для истинного героя… в общем, не крюк. Прометей излагает ему как пройти. Геракл добирается до острова Атланта и дальше уже происходят всем известные события. Должен быть по логике вещей образ — одна гора в центре мира. Вместо этого мы имеем — вот оно тождество противоположностей, очень яркий пример — два брата, оба богоборцы, один сам как гора — Атлант, держащий небо на плечах, другой прикован к горе. Один на крайнем востоке греческого мира, другой на крайнем западе греческого мира. И путь к одному одновременно становится и путем к другому. То есть с точки зрения мифологической логики здесь всё выдержано абсолютно идеально. Из чего и следует, что законы здесь безусловно есть, хотя они и иные, чем в логике эмоционально неокрашенной. Итак, вот это пример на отождествление центра и границы. В других сказаниях будет всё не так красиво, как у греков. Например, когда мы дойдем до индийских сказаний, там герои в финале отправляются за пределы мира людей, где приходят к мировой горе, которая по логике вещей является центром мироздания. И спрашивается — центр это или граница? Теперь это кажущееся несоответствие уже не должно удивлять. Это очень четкий пример на тождество противоположностей.

Еще несколько слов о мировой ограде. Она может мыслиться как горный хребет, не одинокая гора, а именно горный хребет. Примеры этого в Шумеро-Вавилонской мифологии. Она может мыслиться как река и это наиболее распространенная форма, причем эта река может восприниматься и как река жизни, и как река смерти. Очень красивый пример опять же у греков, это Стикс — река в мире мертвых, в подземном мире, водами которой клянутся боги. То есть река — граница мира живых и мира мертвых, которая воплощает в себе в максимальной степени закон, это закон даже уже не просто для людей, а это закон для богов, закон, который стоит выше всего и выше всех. При этом парадоксальным образом находясь где-то внизу, поскольку мир подземный. Это то, что касается границ.

Далее — Антропоморфная мировая ось

Search

Categories