Богатые и бедные граждане
Богатые и бедные граждане
Самая дорогая литургия, о которых вам, вероятно, говорили в других курсах. Это хорегия. Два раза в год в Афинах устраивали театральные представления. За восемь месяцев до Линей, или Великих Дионисий к архонту басилею приходили авторы. Архонт басилей выступал в виде цензора, он отбирал трех комедиографов, трех драматургов, трагика и вызывал человека, чья очередь выполнять хорегию. Вот автор – вот спонсор. Всё: костюмы, декорации, оплата хора, оплата артистов, всё.
У нас сейчас спонсор на свои деньги хочет получить, прибыль. Ха! Там хорег получал гораздо больше. Если его автор, если его артист побеждал (а все представления происходили в виде состязания), на треножнике, который ему вручали, было написано: автор такой-то, протагонист (первый артист) такой-то, хорег такой-то. От всей этой вот системы литургии получали самое главное. Почему в V и чуть-чуть IV веках богатые тратили очень много денег и отнюдь не беспокоились? За деньги вы получали самое главное, что можно получить.
Сейчас у нас за деньги стараются получить деньги. Это бессмысленно, это абсолютно бессмысленно. Богатые люди в Афинах и в других демократических государствах, и не только демократических (литургии существовали даже в олигархических государствах), получали уважение сограждан. Уважение, вот к чему должен был стремиться человек в коллективе. Поэтому жадный человек не пользовался уважением.
Они получали почёт, они получали известность, их потом выбирали в стратеги, их потом выбирали послами. То есть происходила реализация личности, реализация этих богатых людей в своём обществе. Вот тот же Никий, которого я упоминал, он, разрабатывая рудники, создал колоссальное богатство, а потом это богатство израсходовал на политическую карьеру. Он реализовал себя. Вот в этом была высшая память, которую он оставил (ну там сложная была память, он всё-таки плохой стратег оказался), но он стремился что-то сделать для государства.
То, что человек накапливал и закапывал у себя в саду, это не оставалось. А, скажем, статуя, пожертвованная богу, и ваше имя там написано – это остаётся навсегда. Или золотая пиала, опять-таки там ваше имя. Понимаете ли, богатство не как цель, а как средство для реализации своей личности.
Итак, чем богаче человек, тем больше он обязан государству. Поэтому стремление к бесконечному росту богатства было тем самым ограничено.
Второе — подтягивали низы. Если у нас сейчас бомжи ходят, в Афинах это бы вы этого не могли увидеть. Как так? Не гражданин – пожалуйста, это твоя проблема. Но если ты гражданин, мы тебе предоставим возможность. Во-первых, для демократии ни в коем случае невозможна раздача пособий по безработице или по бедности. Это антидемократично. Человеку нужно предоставить возможность работать. Платить за то, что ты не работаешь – это аморально. Не надо этого делать. Человек тогда и не будет работать.
Зато в Афинах была организация постоянных общественных работ. Я говорил, греки не могли работать на другого человека, было непрестижно работать на другого человека, вот работать на государство престижно, потому что это всё общество. Поэтому строятся храмы, постоянно строятся храмы, строятся общественные сооружения, строятся боевые корабли. За службу на кораблях гребцами платят. За службу, которую вы выполняете (причём и все бедняки выполняют), когда вы член совета, когда вы член гелиеи, это всё оплачивается.
Человек знает, что деньги надо зарабатывать, поэтому человеку предоставляется возможность с низших слоёв подняться до средних. Богатых мы придавливаем до средних слоёв, нижних мы поднимаем до средних слоёв. Средние мы не трогаем, они сами по себе, они не являются обузой государству, они кормят себя сами. И именно они и есть государство-то. Так что в этом плане эта социальная политика, она очень важна. И именно это создавало гомогенность, однородность гражданского коллектива. Это создавало единые интересы в этом гражданском коллективе.
Далее — Расслоение гражданского общества