Страницы

Ссылки

Публицистика

Перейдем теперь к публицистике петровского времени. Законодательство петровского времени настойчиво пропагандировало идею всеобщего блага, а так же заботу о всенародной пользе. Этими лозунгами, повторяемыми в сотнях указов, внушалась мысль о государстве, в одинаковой мере заботившимся обо всем населении страны. Таким образом, многие указы петровского времени носили публицистический характер. Они не только определяли нормы, но и разъясняли необходимость их введения. Законодатель убеждал перейти к уборке хлеба косами вместо серпов на том основании, что этот способ гораздо выгоднее, что средний работник за 10 человек сработает. Ввоз сахара и шелковых товаров из-за заграницы был запрещен, это также объяснялось. Выдающимся писателем-публицистом первой четверти 18 века был Феофан Прокопович. В 1716 году он переезжает в Петербург и становится ближайшим сподвижником Петра, страстным пропагандистом преобразований. Проповеди Феофана, произнесенные с церковного места, были наполнены светским содержанием, гордостью за мощь России. Художественное мастерство и острую политическую направленность пера Прокоповича Петр широко использовал, поручив ему сочинение таких важных законодательных актов, как Духовные регламенты, Правда воли монаршей. Видное место в публицистике петровского времени занимают так же произведения Федора Салтыкова – представителя древнего боярского рода. Салтыков находился в числе волонтеров, отправленных за границу с Великим посольством, участвовал в Нарвском сражении, руководил строительством кораблей. Во время своего пребывания в Англии Салтыков направил Петру два донесения – “Пропозиции” и “Изъявления, прибыточные государству”. Записки Салтыкова носили подражательный характер. По собственному признанию, свои предложения он заимствовал из законодательства Английского государства, причем избирал из него то, что приличествует самодержавию. Все же Салтыкову не удалось избежать явно несбыточных предложений. Например, он предусматривал замену в течении 10 – 15 лет всех деревянных зданий каменными. Еще один интересный публицист петровского времени – это Посошков. В отличие от Прокоповича и Салтыкова Посошков был самоучкой и не покидал пределов России. И тем не менее его сочинения относятся к выдающимся явлениям экономической мысли. Посошков живо откликался на события, свидетелем которых он был. В 1700 году Посошков обратился с “Доношением о ратном поведении”, в котором резко обличал недостатки дворянской конницы. Главным же трудом Посошкова была книга “О скудности и богатстве”, завершенная в 1724 году. Предложение идеолога русского купечества были не направлены против социальных и политических основ сложившейся крепостнической империи. Посошков стремился к ее усовершенствованию. Публицист выступал против крайне жестоких форм эксплуатации крепостных крестьян, обрушивался на тех помещиков, которые излишнее бремя на своих крепостных налагали. Идеальным государственным строем Посошков считал абсолютную монархию. Он осуждал порядки в других государствах и требовал в то же время единого суда для всех сословий. Большое внимание в публицистике Посошков уделял внешней торговле. Автор выступал за объединение купцов, ведущих заграничную торговлю, в одну компанию. Его книга “О скудности и богатстве” предназначалась для Петра. Однако ознакомился ли Петр с ней – неизвестно. В 1725 году Посошков по неведомым причинам был арестован тайной канцелярией и в начале следующего года умер в заключении. Впервые же его книга была опубликована в 1842 году и с тех пор заняла выдающееся место среди памятников культуры петровского времени.

 

Далее — Новшества в быту

Search

Categories