Страницы

Ссылки

Итоги политического развития

Следует заметить, что петровские преобразования существенным образом изменили государственную идею страны, когда имперская власть стала считать своей важнейшей задачей обеспечение блага подданных, устроение действительности. При этом безусловное правом определять, что следует считать благом и каковы должны быть принципы устроения, принадлежало самой власти. Петр первый из русских монархов осознал, что государство нельзя полностью отождествлять с государем, что государь служит державе, а не только владеет ею. Построение рационально управляемого государства путем реформ законодательного регламентирования было, несомненно, осознанной целью Петра во внутренней политике. Именно поэтому нельзя полностью согласиться с теми историками, которые говорили и говорят о бессистемности и полной бесплановости реформ, о проведении их под влиянием одной только военной необходимости. Покинув традиционную столицу Москву — город, строившийся постепенно без общего плана — Петр создает сначала замысел идеального города, а затем энергично приступает к реализации этой идеи, используя для своей цели административные принуждения, создавая целую серию указов, регламентирующих расположение новой столицы – Петербурга. Нечто подобное можно сказать и о самом Петре, который не только стремился создать идеальный город, но и идеальное регулярное государство. Замысел Петра предусматривал построение такого государства, в котором использовались бы хорошо продуманные законы, обеспечивающие бесперебойное функционирование всего механизма управления и ограждающие население от произвола чиновников. Не случайно во многих петровских указах речь идет о необходимости исполнения законов, о жестких карах провинившихся, о тяготах, которые испытывает население из-за приказной волокиты и коррупции. Таким образом, петровский идеал рационального и справедливого государства, регулируемого хорошими законами, в результате, к сожалению, оказался утопией. На практике он привел к образованию полицейского государства по образцу западно-европейских абсолютистских монархий. При отсутствии каких-либо институтов социального контроля государство ничем не было связано в ходе осуществления реформ. Поэтому последние неизбежно приобретали характер принудительных по отношению у обществу мероприятий. Государство, и это следует понимать, всегда оставалось в центре петровских преобразований не только как их средство, но и как цель. Стремление превратить Россию в процветающую и грозную державу не мыслилось без военной мощи и без огромных территорий. Следует заметить, что только в XVIII веке в результате деятельности Петра I Россия была официально провозглашена Империей. Поэтому русское государство являлось относительно молодым имперским образованием. Но Русь не знала ни древних, ни средневековых империй. Наоборот, на тех территориях, где произойдет политическое образование Российской империи, распространялось влияние господства ряда западных империй: Римской, Византийской, Германской. Только в конце царствования первой русской династии Рюриковичей началась эпоха образования многонационального российского государства, когда в состав его вошли Казанское ханство и многонациональное Поволжье. Как уже говорилось, Северная война и выход к Балтийскому морю, полученный в результате этой войны, сделал Россию империей. Итогом стали имперские притязания России, которые будут отличаться от цивилизационных устремлений Европы. Начиная с момента своего создания, Российская империя, как и любая другая, использовала централизованный тип управления, сложившийся при Петре I, тип, который получил название «метрополия и провинции». В то же время политика правительства Петра по отношению к нерусскому населению державы не была всюду одинаковой. Так, на украинцев и на белорусов стали смотреть как на часть русского народа, состоящего из трех родственных, включая великороссов, и этнических групп. В восточных землях царская администрация не стремилась к подрыву устоев жизни, а управляла с помощью местной знати. Именно поэтому российское дворянство, по мере расширения территорий империи, будет впитывать в себя феодалов различного национального происхождения. Следует заметить, что в результате совместного проживания, культурного и хозяйственного обмена у народов России постепенно будет складываться представление об общности их исторических судеб. Поэтому история Российского государства как империи, начиная с правления Петра I, не сводима только к колониальной экспансии, к насилиям и захватам. Не менее характерным для Российской империи, созданной Петром I, станет объективный процесс сближения народов и культур. Этот процесс всегда опирался на вековые традиции миролюбивых взаимоотношений народов, на длительное их сосуществование в границах одного государства. В результате будет создан конгломерат народов и культур, чьи исторические судьбы оказались связаны с российской государственностью. Однако эта связь не означала потерю народами и культурами своего лица. Таковы итоги политического развития России в первой четверти XVIII века. В заключение следует заметить, что преобразования Петра коснулись не только политической сферы. Эти преобразования носили весьма глубокий, фундаментальный и всеобъемлющий характер. Именно поэтому в рамках следующей лекции мы поговорим о социально-экономическом и культурном развитии России при Петре I.

Далее — Положение крестьян

Search

Categories