Культурная политика
Теперь перейдем с вами к рассмотрению культурной политики Петра Великого. Русская культура первой четверти XVIII века развивалась под влиянием трех взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились еще в предшествующем столетии. Первое – происходило дальнейшее обмирщение культуры. Второе – развивалось личностное начало в русской культуре. И, наконец, третье, преодолевалась ее национальная замкнутость. Однако, отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой 17 века, следует подчеркнуть, что это было не плавное развитие, лишенное качественных сдвигов, а в каком-то смысле скачок, который сопровождался появлением многочисленных новшеств. При Петре впервые возникли печатная газета, музей, регулярный город, специальные учебные заведения, ассамблея, отечественные художники-портретисты и многое, многое другое. В то же время, многое из того, что в 17 веке лишь пробивало себе путь и появлялось в виде тенденций развития, в годы преобразований приобрело столь бурный рост и масштабность, что создавало впечатление об отсутствии преемственности с предшествующим временем. В качестве примеров можно назвать гражданское зодчество, переводную литературу и печатание книг светского содержание, а также обмирщение храмовой архитектуры и установление культурных связей с другими народами. Особо следует остановиться на личностном начале. Табелю о рангах этому началу было предано государственное значение. Не родовые традиции, а личные способности открывали доступ к вершинам власти и богатства. Колорит эпохе придавали не родовитые люди, а безвестные дельцы, не имевшие знатных предков, однако энергичные, сильные личности, такие как Меньшиков, Курбатов, Шафиров и другие.
Преобразования, охватившие все стороны жизни страны, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения, в первую очередь дворянства. Разросшийся бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников, армии и флоту были необходимы офицеры, для строительства крепостей, каналов, мануфактур – инженеры. Все это вызывало расширение сети учебных заведений и реорганизации вообще системы обучения. Богословские предметы в школах уступили место математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу. Это было качественно новое явление. Вообще обмирщение школы и преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой нового образования. Наряду с учебными заведениями, открытыми в первый период преобразований – навигацкая, артиллерийская школы, инженерное, медицинское училища – сеть школ в дальнейшем пополнилась открытыми в 1714 году циферными школами в губерниях. Дети изучали в этих школах арифметику и начала геометрии, причем в роли преподавателей выступали выпускники навигацкой школы. Итогом стало то, что к концу первой четверти 18 века по губерниям было открыто 42 циферные школы с 2000 учащимися. Дети духовенства проходили обучение в 46 епархиальных школах, а дети солдат – в гарнизонных школах. Например, на металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовывало первые в России горные школы, которые готовили специалистов горнорудного дела. Чтобы удержать командные высоты в государстве, дворянство должно было овладевать знаниями, поэтому обучение дворянских детей стало для них повинностью. Наряду с обучением в русских школах молодых дворян для овладения навигационным делом отправляли за границу. По прибытии в Петербург навигаторы держали экзамены, нередко в присутствии самого царя. Большинство дворянских подростков, особенно из аристократических фамилий, стремились уклониться от обучения. Поэтому по инициативе Петра в 1714 году был издан указ, грозивший таким подросткам запрещением жениться. С другой стороны, в надежде завоевать доверие царя, за границу для обучения мореходству отправлялись немолодые дворяне. Так, известный дипломат Толстой отправился в Венецию, имея уже внуков. С расширением сети школ связано и появление разнообразной учебной литературы. Учитель славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов в 1701 году выпустил букварь. В 1703 году вышла знаменитая “Арифметика сиречь наука числительная”. Автором ее был Леонтий Магницкий. В течение полувека данная арифметика служила основным учебным пособием по математике. Учебник Магницкого давал практические советы, как определить, например, глубину колодца, высоту стен ну и так далее.
Далее — Развитие науки