Коллегиальная система
Завершая анализ созданной при Петре коллегиальной системы, необходимо сказать несколько важных слов о том, чем она отличалась от предыдущей системы – приказной. Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Решение в коллегиях принималось большинством голосов ее членов в составе президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Введение коллегиального управления Петр мотивировал, в частности, тем, что важнее всего истина, принятая коллективным решением, нежели иным лицом. Коллегии располагали не только административными правами в отведенной им области управления, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. Как говорилось, это была полностью прерогатива Преображенского приказа. Финансовые тяжбы между купцами разбирали городовые магистраты и главный магистрат. А промышленников защищали берг- и мануфактур-коллегии. Они же разбирали взаимоотношения мануфактурщиков и работных людей. Военная коллегия рассматривала преступления, совершенные солдатами и офицерами сухопутной армии. Коллегиям подчинялась губернская, провинциальная и уездная администрации. Следует заметить, что порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений. Помимо генерального регламента, каждая из коллегий имела свой особый регламент, с причислением конкретных обязанностей по той или иной отрасли управления. К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы. Был так же учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании. Петр I предупреждал, что отныне необходимо учитывать не только опыт Швеции и других зарубежных стран, но и разрабатывать свою регламентацию на основе российского внутреннего опыта. С образованием коллегий были уточнены структуры Сената, его права и обязанности. Так, в первую очередь поменялся состав Сената. Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената, однако в 1722 году Петр признал, что такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил бюрократическому принципу подчиненности низшего учреждения высшему. В том же году при Сенате была учреждена высшая в стране должность генерал-прокурора, а в коллегиях — прокуроров. Обязанность прокуратуры состояла в осуществлении гласного надзора за деятельностью Сената и коллегий. В отличие от фискалов, не вмешивавшихся в ход разрешения того или иного вопроса, а лишь доносивших о замеченных злоупотреблениях обер-фискалу, прокуроры в коллегиях и генерал-прокурор Сената, заметив нарушение законности, тут же должны были его устранить. Петр I назвал генерал-прокурора “оком государевым и стряпчим в делах государственных”. Первым генерал-прокурором Сената был Павел Ягужинский, человек весьма деятельный и властный, умевший придать своей должности высокий престиж.
Все центральные учреждения Сената находились в Петербурге, в Москве они имели лишь конторы. К 1719 году изменилась так же структура областной администрации. Вместо губернии основной единицы административного управления стала провинция. Всего провинций при Петре было около пятидесяти. Деление на губернии сохранилось. Но во власти губернаторов осталось только управление губернским городом и командование войсками, расквартированными по всей губернии. Что же касается всех остальных вопросов, то провинциальные воеводы сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом. В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в двадцатом артикуле воинского Устава и духовном регламенте. Там отмечено, что “монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает”. Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизмом стало принятие в 1721 году Петром I титула императора и наименование “Великий”. Важнейшим признаком абсолютизма стали относиться бюрократизация аппарата управления и его централизация. Таким образом, реформа центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждения от Сената в центре до воеводской канцелярии в уездах. Административная реформа Петра, сопровождавшаяся созданием иерархии учреждений и иерархии чиновников, вооруженных регламентами, уставами и наставлениями, завершили возникновение в России бюрократии. Следует заметить, что без бюрократии не может существовать ни одно цивилизованное государство. Вопрос состоит в том, находится ли она под контролем общества, то есть таких демократических институтов, как оппозиционная партия, гласность, свобода печати или действует бесконтрольно, превращаясь во всевластную организацию. Петр понимал подобную опасность бюрократии и пытался ограничить ее всевластие при помощи бюрократических же учреждений – фискалов и прокуратуры, которым поручался контроль за чиновниками. Иных форм контроля монархический режим не допускал, поэтому бюрократическая форма контроля дала ничтожные результаты, как было показано выше. Причем как при Петре, так и при его преемниках.
Далее — Церковная реформа