Изменения в жизни крестьян
Главная социальная мера правительства в отношении крестьян состояла в проведении переписи 1718 – 1724 годов, с окончанием которой в России подворное обложение было заменено подушной податью. Рассмотрим эту реформу более подробно. Начиная с 1678 года, единицей обложения в России был двор. В первом десятилетии 18 века правительство, испытывая большую нужду в деньгах и рассчитывая на прирост населения, решило в 1710 году провести новую перепись, которая обнаружила уменьшение численности людей, живущих в стране. Основная причина такой пустоты, как говорилось выше, состояла в бегстве крестьян. Но вместе с тем и имело значение утайка количества дворов, осуществляемая помещиками. Чтобы уменьшить число плательщиков, они нередко объединяли несколько семей родственников, а иногда и чужих друг другу людей, в один двор. В результате прибыльщики и прожектёры, то есть лица, подававшие прожекты (проекты) реформ петровского времени, высказывали правительству свои критические замечания в адрес существовавшей подворной системы обложения и настоятельно рекомендовали правительству перейти к поголовщине, то есть сделать единицей обложения не двор, а отдельно взятого человека. В 1718 году правительство приступило к проведению подушной переписи населения. Причем подача сказок была возложена на самих помещиков, которые должны были сделать это в течение года. Не добившись сведений о численности населения от помещиков и монастырей, правительство в 1722 году решило проконтролировать наличные ведомости и с этой целью использовало офицеров. Таким образом, с 1722 по 1724 года была проведена ревизия результатов первой переписи. И с этого времени переписи населения получили название “ревизий”.
Проведенная ревизия и связанная с ней податная реформа имела тройное значение: финансовое, социальное и полицейское. Финансовое значение состояло в том, что реформа позволила перейти от подворного обложения к подушному. Ревизия учла 5,5 млн. податных душ мужского пола, в том числе 5 млн. душ крестьян и 183 000 посадских. Неподатное население исчислялось в 515 000 человек, а общая численность населения России, включая Сибирь, Прибалтику и Украину, составила на тот момент 15,5 млн. человек обоего пола. На крестьян было возложено содержание армии, а на жителей города – посадских – возложили содержание флота. Размер подати определили арифметическим путем: 4,3 млн. рублей, требуемых на армию, разделили на число крестьян – налогоплательщиков. Получилась сумма в 74 копейки. Налог с посадских состоял 1 рубль 14 копеек. Сегодня ученые сходятся в том, что подушная подать была обременительнее налогов, взимавшихся до ее введения, но насколько – точно еще определить не удается, так как взимание мелкого множества экстраординарных налогов было не повсеместным. Оно часто распространялось на отдельные разряды крестьян и на отдельные губернии и даже уезды. В целом доход государства по смете 1724 года по сравнению с 1680, должен был увеличиться в 3 раза. Однако это не значило, что налоговый гнет давил страну. Немалое влияние оказывало значительное увеличение численности налогоплательщиков, а так же возросшие поступления от развивавшихся промышленности и торговли. Социальное значение податной реформы состояло в том, что она стала важнейшей после уложения 1649 года вехой в развитии крепостного права в России. Если уложение оформило крепостное право для основной массы сельского населения, то податная реформа распространила крепостную зависимость на слои населения, которые были либо свободными (так называемые “гулящие люди”), либо имели возможность обрести свободу после смерти хозяина (то есть “холопы”). И те и другие становились навечно крепостными. В процессе проведения податной реформы был образован новый разряд крестьян, получивших название “государственных”. В него вошли черносошные крестьяне с севера, однодворцы южных уездов, пашенные люди Сибири и ясачные люди Среднего Поволжья общей численностью 1 000 000 человек. Государственных крестьян государство обязало платить в казну сверх подушной подати 40-копеечный оброк, то есть сумму, которую, как считали по ведомству, вносила мужская душа, принадлежавшая помещику. Это означало включение государственных крестьян в сферу феодальной эксплуатации. Таким образом первая ревизия пристроила государственному тяглу все трудовое население страны и не оставила среди сельских жителей людей, свободных от феодальной зависимости. И наконец, третьим аспектом ревизии, как говорилось выше, был аспект полицейский. В чем же он состоял? Этот аспект состоял в ведении в стране паспортной системы. Каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст постоянного места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения домой. Таким образом, паспортная система затрудняла миграцию крестьянского населения и на долгие годы затормозило формирование рынка рабочей силы. Эта система ужесточила борьбу с бегством, в чем и состояло ее главное назначение. Отныне всякий, кто не имел паспорта, подлежал задержанию и выяснению личности в воеводской канцелярии. Борьбу с бегством преследовал, изданный, кстати, в 1721 году указ, устанавливавший по сравнению с уложением 1649 года, десятикратное увеличение суммы штрафа задержания беглого. Теперь помещик, приютивший беглого, должен был платить вместо десяти сто рублей в год.
Далее — Развитие промышленности