Дворянский досуг
Также изменилось представление о дворянском досуге. Была введена новая форма публичного общения – ассамблея. В отличие от общения предшествующего столетия, когда мужчин принимали отдельно от женщин, ассамблеи являлись собраниями, в которых женщины являлись на равных с мужчинами. Тем самым женщине, затворнице терема, была предоставлена возможность появляться в публичном месте. Отменялся поцелуй на обряд и раздельное застолье мужского и женского общества. Хотя, следует заметить, что даже у Меньшикова жена и дети садились за общий стол в порядке лишь исключения. Ассамблеи, таким образом, ломали старые обычаи. Изменился также характер публичных празднеств. До преобразования они носили церковный характер. Победа на театре войны отмечали колокольным звоном, крестным ходом, молебном. При Петре такие празднества приобрели светский характер. Они сопровождались торжественным шествием победителя через Триумфальные арки, пушечной пальбой, фейерверками. Первое празднество было устроено 30 сентября 1696 года по случаю овладения Азовом. Северная война давала множество поводов для таких празднеств. Перестраивая быт дворян и горожан, царь не оставил без изменений и быт двора. Новшества здесь были связаны с Всепьянейшим Собором. Подобно тому, как Алексей Михайлович составил “Урядник сокольничего пути”, так Петр разработал подробный Устав Всепьянейшего Собора. В нем были перечислены все чины, входившие в его состав, обязанности каждого из них, церемония приема новых членов и правила поведения. В итоге преобразований быт претерпел существенные изменения. Однако они охватили тонкую прослойку верхов феодального общества – дворян, чиновников, население двух столиц и отчасти провинциальных городов. В толщу сельского населения новшества либо не проникли, либо пробивали себе путь с большим трудом. Крестьяне и крестьянки продолжали носить ту же холщовую одежду летом и зипуны из сермяжного сукна зимой, пользовались сыромятной кожей для изготовления обуви и грубо выделанными овчинами. Мужчины не расставались с бородой. Неизменным оставался и дневной рацион крестьянской и посадской семьи. Таким образом, реформами быта были охвачены верхи феодального общества. Принадлежность к господствующему сословию можно было без труда определить по внешнему виду человека, его одежде, отсутствию усов и бороды, а также по манерам поведения. Впрочем, не все новшества тотчас внедрялись и среди верхов. Браки без давления со стороны родителей и барина многие годы оставались благим намерением законодателя. Что касается основной массы населения, то его быт практически оставался неизменным. Известный публицист и историк второй половины 18 века князь Щербатов связывал с новшествами в быту при Петре Великом повреждения нравов в России. Семнадцатое столетие историку представлялось идеальным, оно привлекало его. По мнению Щербатова, при Петре все изменилось: лицо барина лишилось растительности, он был облачен в платье иноземного покроя в то время, как крестьянина оставили с бородой и в старой московской одежде. Когда простолюдин употреблял незамысловатую пищу и напитки, добытые в собственном хозяйстве, на столе барина появились заморские блюда и вина. Вместо колымаги барин стал пользоваться роскошными каретами, привезенными из-за рубежа. Немудреные столы и лавки были заменены изделиями заморской работы – роскошными креслами. Вместо домотканого сукна баре стали пользоваться привозными. Заморские диковинки стоили больших денег. Помещик стремился добыть их у крестьян, увеличивая размер взимаемых повинностей, что разрушало существовавшие патриархальные отношения между барином и его крепостным. Но ничто так не повлияло в худшую сторону на нравы, как введение ассамблей. С выходом женщин из терема на ассамблеи Щербатов связывал разврат при дворе, разорительную тягу представительниц прекрасного пола к роскоши. Следует заметить, что при Петре появление новшеств было широкомасштабным и они конечно же стали доступны широкому кругу дворянства. Однако некоторые новшества – например, европейская одежда – несмотря на настойчивые и суровые меры царя внедрялись медленно и встречали сопротивление. Главным итогом культурных преобразований Петра Великого стал необратимый процесс европеизации. В Россию пришла европейская культура, воспринятая узкой прослойкой дворянского сословия. В качестве главного же итога такой европеизации стал культурный раскол русского общества с одной стороны на тех, кто принял эту культуру, стал использовать европейские нововведения, а с другой стороны на тех, кто эту культуру не принял и остался носителем культуры 17 века. Это и есть основной итог культурных преобразований Петра.