Черное духовенство
Петр, умевший угадывать таланты у своих помощников, на этот раз ошибся. Хотя Стефан Иворский не отваживался на открытое осуждение преобразований, но, несомненно, был тайным их недоброжелателем и иногда позволял себе высказывать суждения, не вызывавшие одобрения царя. Так местоблюститель не одобрял насильственное пострижение первой супруги Петра — Евдокии Лопухиной, а так же его женитьбе на безродной Екатерине. Но особенно обострились отношение между царем и местоблюстителем в 1712 году, когда Стефан Иворский в день ангела царевича Алексея назвал его “единой надеждой России” и обрушился на введенный Петром институт фискалов. Стефан Иворский был прав, когда высказался против безнаказанности фискалов за неправовой донос. По его мнению, фискал, не доказавший вины, должен подлежать такому же наказанию, которому мог быть подвергнут обвиняемый. Эта проповедь вызвала гнев царя. Он запретил местоблюстителю произносить проповеди в своем присутствии и потребовал от него письменного объяснения. Одновременно с учреждением должности местоблюстителя был круто изменен уклад жизни черного духовенства. Монахам было запрещено держать в кельях чернила и бумагу, ограничивался переход из одного монастыря в другой. Но главное новшество состояло в том, что Монастырский приказ взял на учет владения монастырей и духовных владык и поделил их на две категории. Доходы с одних, так называемых Определенных, шли на удовлетворение нужд монастыря из расчета на каждого монашествующего независимо от чина. Другие вотчины, Заопределенные, управлялись чиновниками, назначаемыми Монастырским приказом. Все доходы с этих вотчин поступали в казну. За первые 11 лет своего существования Приказ перечислил в государственный фонд свыше 1 миллиона рублей. Вообще у царя сложилось устойчивое негативное отношение к монахам. В указе 30 декабря 1701 года он ставил в пример древних монахов, которые сами, своим трудолюбием добывали себе пищу и жили весьма и весьма скромно. По мнению Петра, нынешние же монахи жили в роскоши, что неверно. Спустя 23 года царь высказал те же мысли. Большая часть монахов, по его мнению, были тунеядцами, ибо вели праздную жизнь. Эти высказывания царя наводят на мысль о его безверии и отсутствии у него твердой религиозности. Однако подобное суждение ошибочно. Петр с детских лет обучался церковному благочестию. Он усвоил порядок церковной службы, участвовал во всех церковных церемониях и оставался до конца дней своих глубоко верующим человеком, полагая, что все доброе, выражавшееся, например, в победах в театре войны и злое, происходившее от грехопадения, как, например, трагедия на Пруте, не что иное, как Божье благоволение. Истоки негативного отношения к монашеству восходят к представлениям Петра о роли своей и своих поданных в государстве. По мнению Петра, он – царь, слуга государства; монарх, олицетворяющий государство, которому служат подданные. В предшествующих столетиях служба монахов состояла в замаливании грехов. Их называли царские богомольцы. Петр считал, что такой службы теперь недостаточно. Вследствие этого Петр Великий возложил на них новые обязанности. Одной из них стала обязанность предоставление приюта больным, старикам и увечным. Нужда в таких услугах в годы Северной войны возросла во много крат в связи с увеличением числа раненых и увечных. Другой обязанностью, по мнению Петра, должны была для церкви стать обязанность просветительская. Монастыри должны были превратиться в очаги распространения грамотности, стать учредителями школ. И, наконец, третьей, по мнению Петра, обязанностью должна была быть обязанность пополнения государственного бюджета.
Далее — Святейший Синод