Страницы

Ссылки

Церковная реформа

Важнейшей составляющей административных преобразований стала церковная реформа, изменившая соотношение светской и духовной власти. Эта реформа подвела конечный итог под борьбой между этими ветвями власти, борьбой, которая началась еще при Алексее Михайловиче Романове. Рассмотрим более подробно эту реформу. Церковная реформа принадлежит к важнейшим преобразованиям Петра I. Смерть патриарха Адриана в 1700 году дала повод известному прибыльщику Курбатову обратиться к Петру, находившемуся в это время у стен Нарвы, с посланием, которое содержало два совета: он рекомендовал царю до времени обождать с избранием нового патриарха, а так же учредить Приказ для сбора подати в казну. Руководителем нового Приказа Курбатов рекомендовал назначить боярина Мусина-Пушкина. Царь внял обоим советам. Вместо избираемого Собором патриарха он назначил рязанского митрополита Стефана Иворского. Назначил его местоблюстителем патриаршего престола. Воспользовался Петр и советом, назначить руководителем монастырского Приказа Мусина-Пушкина. Принятием царем советов прибыльщика станет понятным, если вспомним дело патриарха Никона. А так же напомним о деятельности главных пастырей, занимавших патриаршество после его низложения. Из четырех патриархов, возглавлявших Православную Церковь в 1667 по 1700 года только два последних оставили след в истории церкви. Как ни парадоксально выглядит оценка деятельности патриархов Иоакима и Адриана, но оба они, хотя и участвовали в низложении Никона, придерживались тех же взглядов, что и опальный патриарх. Так Иоаким настойчиво добивался ликвидации Монастырского Приказа и передачи администрации суда и финансов в руки духовенства. И, конечно же, в конечном счете достиг своего в 1677 году. В этом году Монастырский Приказ был упразднен и мирские чиновники более не выполняли административных, финансовых и судебных функций в вотчинах духовных помещиков. В завещании, составленном Иоакимом в 1690, патриарх заклинал царя не общаться с иноверцами, не прельщаться иноземными порядками. Бритье бороды он объявлял плохим обычаем, за которое необходимо, по мнению Иоакима, наказывать отлучением от церкви. Что касается патриарха Адриана, то он не скрывал теократических взглядов и, подобно Никону, отдавал предпочтение духовной власти, ее доминанте над властью светской. Таким образом, борьба светской власти за примат над духовной началась не при Петре, а задолго до него. Учреждение Монастырского приказа придумано не Петром, а за полстолетия до его появления на политической арене. Царь-реформатор придал этой борьбе присущий его интеллекту широкий размах. А в самой борьбе он занял не оборонительные, как его отец Алексей Михайлович при Никоне, а наступательные позиции. Новые подходы к решению проблемы объяснялись, с одной стороны, ускоренным движением политического строя к абсолютизму, который по своей природе не терпит рядом с собой равной ему власти, а, с другой стороны, четким пониманием того, что так называемые иноверцы-католики обладали передовой культурой, необходимыми знаниями, опытом промышленного строительства, организации армии и флота. Если руководствоваться заветами патриарха Иоакима, то надо было обречь страну на косность и отсталость, наложить запрет на заимствование всего передового, что могло проникнуть в Россию с Запада. И, в конечном счете, отказаться от преобразований. Петру же надобен был не противник преобразовательных планов, а активный помощник, целиком разделявший его намерения. Такого помощника он среди духовных иерархов не обнаружил и потому, чтобы не обрести второго Никона, решил вместо избрания патриарха назначить местоблюстителя патриаршего престола. Таким образом, выбор и пал на Стефана Иворского, проникновенная проповедь которого на похоронах боярина Шеина обратила внимание царя. Эта речь и решила карьеру сына некоего украинского шляхтича, в течение года проделавшего путь от настоятеля монастыря до рязанского митрополита и, наконец, высшего церковного иерарха.

Далее — Черное духовенство

Search

Categories