Возникновение истории
Возникновение истории
Для человека же очень важно знать, каким образом до него жили. И в этом отношении ещё один очень важный вывод из греческой истории. История, как таковая, возникает именно в Греции. В VI веке возникают первые историки-лагографы. Первый историк, которого мы называем отцом истории – это Геродот. И вот начиная с Геродота на протяжении столетий и в Греции, и в Риме будут те люди, которые будут писать истории.
И тогда возникает вопрос: а зачем вообще нужна история? Почему именно в эпоху Античности история возникает? Ну, какой смысл в людях, которые пишут о чём-то прошлом? Ну, прошло это – и хорошо, и забыли. Нам нужно жить современным днём. Зачем надо знать прошлое?
Так вот здесь очень важное то, что сближает опять-таки Запад и Восток, и то, что организует весь Древний мир в единое пространство. Это отношение к своему прошлому. Только на Востоке, поскольку там были монархические структуры, там выражалось это в несколько иных формах, формах придворного летописания. А здесь появление специалистов, которых мы называем историками.
Так вот очень важно, что для античного, и вообще для древнего мировосприятия (повторяю, это именно у современных народов Востока и сохранилось, а современная цивилизация это потеряла) – это ощущение своего места в историческом процессе.
Грек всегда ощущал, что он является звеном в цепочке. Вот сегодня существует это звено, а дальше в прошлое уходят звенья его предков, его конкретных предков: его мать и отец, его дед и бабушка, его прабабушка и т.д. он существует только потому, что были они. Вот эта неразрывная связь с прошлым. Это раз. Именно поэтому это прошлое нужно ценить. И второе: он всегда ощущал, что от него пойдёт дальше цепочка, в будущее: это его дети, это его внуки и т.д. Именно это давало ему ощущение своей ответственности. Раз он живёт вот сейчас вот, если его государство процветает, оно вообще существует – это государство защитили его предки, они создали, улучшили. Поэтому хотя бы минимальная задача его состоит в том — хотя бы не разрушить, не уничтожить, не умалить и передать своим потомкам то, что ему досталось в наследство. Это понятие ответственности.
Именно понятие ответственности создаёт гражданское общество, отнюдь не законы. Законы принуждают, но законы всегда можно обойти. Внутренний закон сильнее, чем закон государства. Именно это цементировало, создавало понятие античного общества. Это было как на Востоке (мы там называем традиции), можно в принципе и здесь назвать это так же – традицией. Современное общество базируется абсолютно на другом понятии: на понятии следования Закону. Подчиняетесь Закону – вы получаете поощрение, не подчиняетесь – вас наказывают. А внутри-то Закона и нет. Вот это то, что характеризует самое главное, с моей точки зрения, отличие современного общества, которое мнит себя наследием античности, от общества, которое мы и называем античным обществом.