Восприимчивость к чужой культуре
И ещё очень важно для них, что весь этот “варварский мир” опять-таки делился на две категории: это варварский цивилизованный мир и мир нецивилизованный. К цивилизованному миру относятся все народы, которые имеют высокую древнюю культуру. И, кстати говоря, греки никогда не считали, что их народ самый древний и самый культурный. Например, они всегда уважали египтян. Они знали, что этот народ очень древний, очень культурный. Некоторые — например Геродот — считали, что многих богов греки вообще заимствовали из Египта. Также они ценили, скажем, Месопотамию или народы, проживавшие на территории Малой Азии. Там были древние государства. Там была своя письменность. Там были свои мудрые люди.
Я думаю, что ваших знаний достаточно для того, чтобы представлять, где находится сейчас Греческая республика. Это юг Балканского полуострова. Это южная Европы. И вот посмотрите, это то место, которое ближе всего в Европе подходит к Малой Азии, к странам так называемого Леванта — Сирия, Ливан, Палестина, к Африке. Поэтому Греция была исторически развёрнута к Востоку. И во многом её развитие (в том числе культурное, экономическое, политическое развитие) было связано с тем, что Греция постоянно контактировало именно с Востоком, который был древнее и мудрее Греции. И кстати, для греков очень важно (и для римлян потом тоже будет очень важно) то, что это народ, который не боялся воспринимать черты чужой культуры.
Потом, когда мы будем говорить об эпохе Архаики (это период становления греческой цивилизации в классическом варианте), так вот в этот период многие элементы архитектуры, скульптуры, философских представлений, они будут явно заимствованы с Востока. Греки не боялись стать не греками. Они настолько мощно перерабатывали чужой опыт, исторический, культурный, что они на базе чужих достижений могли совершать такой мощный прорыв в будущее. Глубокая восприимчивость к чужому историческому опыту – это очень важная характерная черта.
Поэтому греки ценили те “варварские” для них народы, которые были для них полезны и в силу этого достойны уважения. С ними греки воевали, торговали, они обменивались культурным опытом. Греки создали впервые рыночную систему экономики. Причём они её создавали не потому, что у них были какие-то эти самые супермыслители-экономисты типа Гайдара, а потому что так просто жизнь их заставила, и она сложилась естественным путём. Они отталкивались не от теории, они отталкивались от необходимости жизни.
Так вот зачем вообще нужно заниматься античностью. Вообще, зачем нужно заниматься историей. Это нужно, прежде всего, для того, чтобы человек, каждый из вас лучше ориентировался в современной жизни. Цицерон говорил: “История – наставница жизни”. Вы изучаете опыт ваших предшественников для того, чтобы лучше жить самим, для того, чтобы ориентироваться на этот опыт.
Да, есть пословица, что история никого ничему не научила, но это в отношении политиков. Действительно, политиков история ничему не учит. Есть понятие “политической необходимости”, и какими бы самыми хорошими они не были, они всё равно будут поступать не так, как справедливо, а так, как нужно в данный момент именно им для того, чтобы выжить. Есть понятие “политической элиты”. У них свои собственные законы, свои собственные представления о том, как надо поступать.