Хаос
Хаос
Согласно Гесиоду, вначале был Хаос. Как говорил, правда, по другому поводу, Фауст: «С первых слов загадка». Дело в том, что если вы возьмете энциклопедию «Мифы народов мира», то вы там обнаружите не одну статью «Хаос», а две. Хаос античный и Хаос первобытный. Что такое первобытный хаос, мы выясняли на первой лекции. Здесь всё просто, понятно и в комментариях не нуждается. Что такое хаос античный? На досуге все-таки советую «Мифы народов мира» взять. А пока достаточно упомянуть, что для греков хаос — это мир в его непроявленном состоянии. С некоторой натяжкой можно сказать, что это мир в его идее (по Платону). В таком случае античное понятие хаоса очень-очень близко, например, буддийскому понятию нирваны. Как мир в непроявленном состоянии, как мир, не имеющий границ, отделяющих одно от другого. Это же, если продолжать восточные параллели, близко даосскому понятию небытия. Аналогичные представления о мире «до бытия» есть в индийской культуре, в китайской, и очень хорошо и широко представлены. Кто и что возникает из хаоса? Во-первых, возникают Гея и Тартар. Что такое Гея? Банальный ответ: Гея — богиня земли. Богиня или не богиня? Будем разбираться. Бог, в отличие от не бога, имеет храмы, жрецов, культ. Является ли Гея богиней земли в соответствии с этим утверждением. Нет. Гея — это и есть сама земля. В школе нам это объясняли в связи с геометрией, геологией, географией. Храмов у Геи нет. Изображений почти нет (одно есть — о нем разговор отдельный). Культа нет. Гея не богиня земли. Богиня земли у греков — Деметра, богиня, властвующая над землей. Где есть изображение Геи? Это «Пергамский алтарь» эпохи эллинизма. В истории искусств эллинизм — это период, когда были созданы прекраснейшие произведения, в частности на мотивы античной мифологии — «Венера Милосская», «Ника Самофракийская» и много другого, вам известного. Что такое эллинизм с точки зрения мифологии? С точки зрения изучения мифологии, эллинизм — слово ругательное. Почему? Где развивается это искусство? Есть искусство Эллады (Греции). Есть искусство других территорий, то есть искусство по греческим мотивам, но искусство — не греческое. Соответственно (об этом у нас уже шла речь), если искусство развивается за пределами страны, что там остается от оригинальных живых мифов? Остается довольно-таки мало. И для нас искусство эллинизма — это искусство по греческим мотивам. Не более того. Если в собственно греческом искусстве Гею никто не изображал, потому что она сама земля и есть, то в искусстве эллинизма с этим значительно проще. На Пергамском алтаре огромный фриз — битва олимпийцев с гигантами, и там единственное изображение Геи. Причем, поскольку все-таки Гея не богиня, а сама земля, то и тут она отнюдь не в полный рост — она высовывается из-за нижнего края фриза голова, видны только плечи, одна рука. Но изображения Геи собственно в греческом искусстве нет.
Далее — Тартар