Римские культы
Римские культы
Теперь немного о младших божествах. При Октавиане Августе возрождается, причем, на государственном уровне культ сельских божеств. Это в первую очередь лары. Лары были трех типов. Лары очага — некий обобщенный образ благополучия в доме, вообще очень близкий нашему домовому. Лары священных рощ, то есть духи местности. И это были лары перекрестков. Как раз при Августе активно возрождается их культ: весенний, с качанием на качелях, который всегда у всех народов имел эротический подтекст. Почему при Августе идет возрождение традиционных культов? Дело в том, что в римской идеологии всегда провозглашался как самый высший идеал — идеал старины, золотого века, когда все живут просто — в сельской местности. Знаменитая римская тога — вид весьма простой одежды, очень сдержанной, но при этом выразительной. Что такое тога? Кусок материи, обернутый вокруг тела. Никаких излишеств. При Августе возникла доктрина о том, что «коммунизм уже настал». Я почти не иронизирую. Настал золотой век, когда все живут сельской общиной. Община, как мы знаем — это коммуна. Так что в каком-то смысле коммунизм настал. Соответственно, культы старины, культы сельской общины возрождались при государственной поддержке. Август их соединяет с культом своего гения, и в значительной части империи ставятся божества уже самому Августу как живому богу. Это делалось по вполне объективным причинам. Поскольку благодаря Августу Рим выбрался из страшного кровавого хаоса гражданских войн, когда любому человеку в любой момент грозила смерть. И действительно Август воспринимался в значительной степени как благодетель Рима.
Римские гадания. Немного раньше Цицерон был авгуром — высшим жрецом Рима, обязанным гадать о судьбе империи по полету птиц. При этом, Цицерон в трактате «О законах» всячески высмеивал девинацию, то есть прорицание, и писал, что нелепо думать, что в полете птиц заключаются судьбы Рима. Он высмеивал то, чем занимался по государственной должности. И что характерно, это всё публиковалось. Цицерон в том же трактате писал, что хотя все виды пророчеств, все виды девинаций — нелепости, культурный человек в эту чушь собачью (птичью) верить не может, тем не менее, это всё необходимо, потому что помогает поддерживать порядок. И это важнейшая особенность, отличительная черта римской религии. Заметим, что само слово «религия» означает в переводе с латыни «связь», связь между людьми и богами. И для римлян соблюдение религиозных законов, исполнение религиозных требований, соблюдение религиозных норм стояло на первом месте. А верить ты можешь во что угодно. Но соблюдение культов — долг добропорядочного гражданина. Если ты культы не соблюдаешь, значит, ты изменник. С изменниками делают понятно что. И здесь мы выходим на главный культ империи — императорский. То, что Август после смерти был обожествлен — это естественно, логично; он был обожествлен и при жизни. И основанием для этого были действительно хорошие дела. Его преемники никакой божественностью не обладали, кроме претензий на нее. Они в боги не годились. Однако, императорский культ возник. И дальше всех пошли последовательно обожествлять. Таким образом, императорский культ стал знаком лояльности Римскому государству. И как мы знаем по разным голливудским фильмам сомнительного качества, христиан отдавали в жертву львам, которые пожирали их на арене цирка. Почему именно христиан? Нет, христиан действительно отдавали в жертву львам, но римские цирки смакуются кинематографом больше, чем надо. Рим времен империи — это дичайшая смесь всех возможных культов всех народов, которые населяли эту гигантскую империю. Все культы сосуществуют разом. Религиозный плюрализм доходит до апогея, если не сказать, до абсурда. При том, что исповедовать ты можешь практически любой культ, вдруг гонения на христиан. Почему? Дело в том, что христиане по вполне понятным причинам категорически отказывались исполнять императорский культ. А раз так, то признавались изменниками. А с изменниками известно, что делали.
Раз мы заговорили о римских цирках, вспомним о гладиаторах. То самое восстание Спартака римляне сами не знали, как назвать, и писали, что это непонятная непостижимая война с гладиаторами. Ни в коем случае это не была война с рабами: в Риме рабы восставали часто, и войны с рабами были. А тут что-то непонятное. Дело в том, что гладиаторы воспринимались на протяжении всей Римской империи как существа, скорее принадлежащие к потустороннему миру.
Гладиаторские бои возникли из жертвоприношений в память об умершем. Тогда соответственно вместо того, чтобы убивать пленных, их заставляют сражаться друг с другом. И жертвой является не только тот из бойцов, кто погибал. И сам поединок — форма жертвоприношения. Если переносить сообщение о восстании Спартака на современные реалии, то это будет выглядеть примерно следующим образом. В таком-то морге столько-то трупов восстали, перебили охрану и собираются воевать с людьми. Что эти восставшие трупы хотят — непонятно. Цели не ясны. Правительство взяло под контроль все кладбища и морги страны. Шок действительно это восстание вызвало полный. И как пишет Валентинов в книге «Спартак», изначально создавались две армии: Спартака и Крикса, действовали они раздельно. Целью Крикса было восточное побережье Италии, где были странные названия вроде Диомедовых островов, то есть все названия связаны с прибытием туда героев Троянской войны, которым не нашлось места в своей родной Греции. Мифы об этих героях были известны в Риме, но запрещены, потому что греков не любили. Римляне хотели быть наследниками культуры Трои, а не Греции. Идеи о том, что у основания Рима стояли греческие герои, в Риме карались, произведения такие уничтожались. Целью Крикса была именно эта область. И по трагическому стечению обстоятельств или по трагической иронии судьбы именно там он потерпел поражение. И соответственно то, что в Риме были сторонники того, что римская культура пришла от ахейцев, навсегда было покрыто пылью веков.
К началу лекций о греческой мифологии