Страницы

Ссылки

Похищение коров Аполлона

Похищение коров Аполлона

С Гермесом связан миф, известный нам по гомеровскому гимну. Гомер никакого отношения к гимнам не имел, они так были названы для придания дополнительной значимости. Это миф о похищении коров Аполлона. Аполлон, немного забегая вперед, это в первую очередь бог света в греческой мифологии. Зачем Аполлону коровы? Дело в том, что архаичный Аполлон никакого отношения к красавцу из зала Эллинизма (например, к «Аполлону Бельведерскому») не имеет. Архаичный Аполлон — бог весьма жестокий. В индоевропейском мифе коровы — это символ тучи. И не просто тучи, а рассветной, окрашенной солнечными лучами. Соответственно, рыжие коровы символизируют влагу и свет. И мы имеем индоевропейский миф о том, что демоны преисподней похищают тучи, фактически влагу и свет. И богу грозы или богу света необходимо эти тучи вернуть. В роли тех самых нехороших демонов преисподней, которые похищают свет и влагу, в данном случае выступает Гермес. Гомеровский гимн — это, конечно, обработка мифа литературная, но значения и символика сохранены достаточно хорошо. Итак, Гермес не успев родиться (а родился он у дочери Атланта), выбирается из своей колыбели, похищает коров Аполлона, загоняет их в некую пещеру (аналог преисподней), причем задом наперед. Якобы затем, чтобы на камнях не отпечатались их следы. Это совершенно не мешает Аполлону их найти. С другой стороны, если представим камни, то непонятно, какая разница, как загонять коров — никаких следов все равно не видно. Явно, что объяснение о коровах, загнанных задом наперед, — вторично. И это связано с тем, что автор данного конкретного текста не знает причины и придумал свою. Если мы попытаемся сообразить, в чем тут дело, тем более мы знаем, что пещера — это образ преисподней, то здесь мы сталкиваемся с универсальным представлением о том, что в мире смерти всё будет наоборот. С этим связано наше русское выражение — горбатого могила исправит. Изначально это действительно вера в то, что прямое в мире людей станет кривым в мире смерти. Аполлон находит Гермеса и требует вернуть коров. Гермес принужден это сделать. И в тот момент, когда Аполлон выгоняет коров из пещеры, Гермес играет на только что созданной им лире. В греческом тексте это не имеет особого значения. Там, правда, говорится, Аполлон так растрогался игрой Гермеса, что попросил подарить ему лиру. Гермес ему лиру подарил, а Аполлон в благодарность отдал ему всех коров. Непонятно тогда, зачем с такими сложностями надо было их добывать. Вновь мы сталкиваемся с переосмыслением мифа из-за того, что первоначальный смысл забыт. Здесь мы видим отражение мотива «музыка, как способ открытия врат потустороннего мира». Где он  в греческой мифологии хорошо представлен? Один из самых ярких примеров — история об Орфее, который играл так хорошо, что живым прошел в царство мертвых и оттуда живым же вышел. В том, что возникли проблемы с возвращением жены Эвридики, он виноват сам. Для нас прежде всего важен факт, что он не только вошел живым, но и вышел живым из царства мертвых, благодаря своей музыке. В гомеровском гимне забыт изначальный смысл этого эпизода, то есть тот факт, что с помощью музыки возможно освобождение коров из преисподней. Сам выход их осуществляется именно потому, что Гермес играл на лире. В индийском сказании будет то же самое. Вместе с громовержцем, который едет спасать коров, идут божественные мудрецы. А божественные мудрецы занимаются тем, что хранят священные гимны. Как они их хранят в бесписьменном обществе? Я замечу, что письменность возникает изначально для прагматических нужд. Первые тексты — это фиксация долговых и межевых обязательств. Священные тексты появляются в самую последнюю очередь. Неудивительно, что индийцы на протяжении более чем тысячи лет свои священные гимны хранили в памяти. Но как их хранить? Нужно просто постоянно воспроизводить их. Вот у нас идут эти самые мудрецы и поют гимны. И так поют, что скала раскалывается, коровы выходят. Вся слава достается громовержцу, а мудрецы уходят хранить священную мудрость дальше. Таким образом, индийский миф оказывается очень близок греческому.

Далее — Аид и Гестия

Search

Categories