Аид и Гестия
Аид и Гестия
Как известно, у Крона и Реи шестеро детей. Крон проглатывает каждого, едва тот рождается, поскольку боится, что его свергнут. Нас сейчас интересуют не эти мифы, а структура олимпийской семьи. Кто в нее входил? Старшие — Аид и Гестия. Затем — Посейдон и Деметра. Младшие — Зевс и Гера. Разберемся сначала со старшими. Что мы знаем о них? Аид — название мира мертвых и одновременно имя. Перед нами владыка мира мертвых, который тождественен своим владениям. Более того, если мы зададимся вопросом, какие изображения Аида мы знаем, то возникнут весьма большие сложности. До недавнего времени я считала, что изображений Аида нет. По счастью, коллеги-искусствоведы расширили мои познания. Изображения Аида были. Оказывается, его регулярно изображали. Но где? И почему это малоизвестно? Совершенно очевидно, что владыку мертвых лишний раз изображать не надо. У Аида нет ни храмов, ни жрецов, ничего подобного. И быть не может. И так все там будем. Что уж об этом говорить. Из этого следует, что Аид — довольно своеобразный бог. Имя Аид четко этимологизируется: «а» — приставка со значением отрицания, корень «ид» известен нам по русскому аналогу — корню «вид». И тогда «аид» переводится как «невидимый». Иногда к этому присовокупляется то, что у Аида был шлем-невидимка. Крайне малая антропоморфность, тождество своим владениям свидетельствуют о том, что перед нами скорее существо, которое соответствует стихии, чем богу. Впрочем, погребальный культ никто не отменял, поэтому все-таки богом Аид является. Возвращаемся к вопросу, где и почему изображали Аида. Существует один единственный миф, где он главный герой. Миф о похищении дочери Деметры — Коры, которая позже будет отождествлена с богиней преисподней Персефоной. Изначально это две разные богини. Заметим, что в этом мифе, известном нам по гомеровскому гимну, Аид на поверхность Геи не выходит. Земля разверзается, Аид хватает бедную девушку, земля смыкается. Вот и всё. Соответственно Аид может находиться только в точке перехода из мира земного в мир подземный. Исходя из этого, можно догадаться, где будут изображения Аида и почему они так малоизвестны. Это будут изображения в гробницах. Гробница — место, принадлежащее одновременно и миру живых (живые сооружают ее) и миру мертвых. И в гробнице, чтобы умерший нашел дорогу, изображение Аида, похищающего Персефону (точнее — Кору), абсолютно уместно и закономерно. Такие изображения более или менее художественные были широко распространены. Кроме того, в некоторых гробницах мог ставиться трон то ли для умершего, то ли для самого Аида.
Гестия — богиня, о которой студенты знают крайне мало, точнее сказать, ничего не знают. По самой обыкновенной причине: про нее нет ни одного мифа. Но это не означает малую ее популярность. Гестия — богиня домашнего очага. Домашний очаг по-гречески называется «гест». Подобно тому, как Аид одноименен своим владениям, Гестия фактически и есть сам домашний очаг. Культ ее отправлялся женщинами. И был чрезвычайно популярен. Антропоморфность Гестии чуть выше, чем у Аида. На греческом Парфеноне Гестия изображена в составе других богинь. В Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина мы можем лицезреть торс, замотанный в складчатые одежды, с подписью «Гестия». Изображений чуть больше, чем у Аида, а мифов чуть меньше, чем у Аида. Всё практически на нуле. Но при этом культ огромен и очень значим. Потому что богиня домашнего очага, семейного благополучия по понятным причинам очень популярна среди женщин. Это культ, отправляемый буквально в каждом доме. Естественно, что никаких храмов у Гестии нет. Зачем ей храм, если ее храм — каждый дом. Эта пара старших богов (Аид и Гестия) фактически представляет то, что лишь чуть-чуть отличается от стихии, к которым они чрезвычайно близки.
Далее — Посейдон и Деметра