Совет
Совет
Теперь второй орган, совет. Хочу только подчеркнуть одну важную вещь. Народное собрание – это орган прямого народоправства. Прямого именно народоправства. Сейчас этого нигде не существует в мире, и не может существовать по тем причинам, которые, надеюсь, вы сами можете сообразить. Нигде и никогда не соберётся население (ну, может быть, в Лихтенштейне, в Сан-Марино могут собраться). Поэтому сейчас действует так называемый принцип представительной демократии. Вот он тоже зарождается в Греции.
Вот, я вам говорил, народное собрание (кстати, оно в Афинах называется экклесия) и совет. Совет – это орган представительный демократии. Он называется совет пятисот. Это как раз напоминает наших депутатов. Всё население Аттики было разбито на 10 округов, которые назывались филы. 10 фил было. И раз в год представители этих самых фил выдвигали по 50 своих представителей в совет. Соответственно, совет – это был орган, который представлял территории. Хотя и Аттика небольшая, но она как раз представляла эти самые территории. 50 человек из 10 фил, значит, всего будет 500 человек. Это был совет. Это тоже законодательный орган.
В чём его функция. Зачем он был нужен, этот самый совет. Во-первых, это был орган, который осуществлял верховную власть в государстве в перерывах между народными собраниями. И если случалась какая-то чрезвычайная ситуация, то буле, вот эти 500 человек представителей, имели право быстро прореагировать.
Я вам говорил, как там решают международные дела — только народное собрание принимает решение. У нас, например, мы воюем уже почти 10 лет в Чечне. У нас всё время выясняли, кто принял решение начала войны в Афганистане. А кто у нас принял решение о начале войны в Чечне? Или где-нибудь ещё. В Афинах решение о войне принимало только народное собрание. Те люди, которые пойдут умирать, они и принимали решение, эти мужчины: мы пойдём воевать. А потом, когда уже надоело воевать, они принимают решение, хватит нам воевать или нет. Так вот совет — если вдруг внезапно напал противник, совет без созыва народного собрания имел право принять решение к обороне государства. То есть всегда был такой орган, который может принять экстренное решение.
Причём советы и всякие органы в Греции — и в Афинах в частности — работали, естественно, по рабочим дням и не работали по праздничным дням. Вот в Греции, в Афинах (в разных греческих городах было по-разному), но в Греции приблизительно 100 дней было праздников. А как вы думали? Дионисии там почти на 8 дней, Ленеи, Панафинеи и т.д. Вообще человек должен отдыхать. Причём, понимаете ли, у них не было семидневной недели, они могли трудиться без перерыва 20 дней, зато потом если были праздники, у них праздники меньше недели не были. Вот что значит настоящий-то отдых. Человек полностью переключается, он иначе живёт в эти дни. Он опять готов к трудовой деятельности, потому что он действительно отдохнул. Не посидел в воскресенье дома, сделал приборку на кухне, а потом радостный побежал на работу, а он действительно отдохнул. Там у нас театральные представления, спортивные могут быть состязания, у нас священнодействия происходят. Происходят какие-то действия, зрелища, другая эмоциональная совершенно окраска.
Поэтому в праздничные дни обязательно, а также ночью, в здании булевтерия находились дежурные, так называемые пританы. То есть даже ночью, если какой-нибудь заговор (например, олигархов или ещё кого-то), вы всегда можете прибежать, там находятся 50 дежурных, вот этих самых членов совета, которые примут необходимое решение.
Единственное, что я хочу сразу же подчеркнуть. В период расцвета демократии деньги за участие в народном собрании не платили, а вот за участие в совете платили, и много платили. То, что иногда говорят: “ой, депутаты много получают” – это чепуха, депутаты должны много получать. Члены совета получали драхму, это приблизительно в два раза превышает прожиточный минимум, вот дневной. То есть они получали хорошо.
Но, понимаете ли, той бредовой ситуации, которую мы наблюдаем сегодня с выборами этих депутатов, в Афинах при демократии не было. Членом совета становились по очереди все граждане. Все. Там не нужно никаких компаний выборных. Там не нужно никакого пиара. Боги определяют, кто у нас будет членом совета. Каждый гражданин в течение жизни был хотя бы один раз обязательно членом совета.
Сократ не любил демократию – он был членом совета, когда настала его очередь. Он выполнил свой долг.
Чем занимался совет. Совет занимался очень важным делом. Когда я вам говорил: 30 000 человек обсуждают какой-то закон, вы вообще как себе это представляете? Вот вы, интересно, в вашем маленьком коллективе сможете что-нибудь такое обсудить полезное для вас? Будете кричать, что-то отстаивать, свою точку зрения. Так вот естественно, что много – это не всегда хорошо. Поэтому совет выполнял те функции, которые у нас, по-моему, выполняют эти самые комиссии при Думе. То есть любое решение, которое выносилось на народное собрание, сначала обсуждалось в совете из 500 человек. Вот есть все представители от всех территорий, и совет выносит предварительное решение – пробулевму, и в народном собрании обсуждался конкретный текст. Не просто то, чтобы “ай, хорошо бы нам над озером мост построить, а на мосту лавки завести”. Вот есть текст. Любой гражданин имеет право встать и сказать, что ему в этом тексте не нравится, но конкретное обсуждение, конкретный текст.
Народное собрание имеет полное право полностью отвергнуть и вернуть в совет это самое решение. Может внести здесь же любые изменения. А может и принять.
Причём, ещё раз хочу подчеркнуть, члены совета и члены народного собрания ничем не отличаются. Наши депутаты – это уже каста, они уже 10 лет живут своей собственной жизнью. Здесь же ты просто на год член совета, причём члены совета в том же народном собрании принимали участие, никто их не лишал права участвовать в народном собрании. И каждый закон, каждое постановление так и подписывалось: “совет и народ постановили”. Вот законным будет только то, что подписано двумя этими органами (совет и народ). Рим унаследовал то же: ”сенат и народ постановили”. Это античная система. Вот эти два органа, они контролируют друг друга. Именно поэтому законодательная деятельность является очень стабильной, отрегулированной деятельностью.
Далее — Исполнительная власть