Принципы исполнительной власти
Принципы исполнительной власти
Третий принцип. Вот то, что у нас напрочь отсутствует. Вот почему мы не демократия. Обязательно к выборам есть парный принцип – отчётность. Если человека выбрали на какую-то должность, то в Афинах его не отпускали, пока он не отчитается. Прекрасно исполнил свою обязанность – наградить его овацией в театре или золотым венком. Плохо исполнил свою обязанность – и нанёс ущерб государству.
Опять-таки я вам говорил, афиняне не были кровожадными людьми. Человек, действия которого были неправильными, он наносит ущерб государству. Скажем, Шеварднадзе подписал договор о том, что там тысячи километров отошли к американцам. Это стоит денег. Вот афиняне считали, что если ваши действия нанесли ущерб, они считаются в деньгах. Возмести государству потерю – свободен. Пока не возместишь, сидишь в тюрьме. Но не сразу: к первому сроку не отдал деньги – сумма удваивается, не отдал ещё раз – ещё раз удваивается, а дальше уже в тюрьме сидишь, пока родственники не заплатят. Не заплатят родственники – умрёшь.
Мильтиад, знаменитый победитель персов при Марафоне, за неправильные действия при осаде Наксоса был приговорён к штрафу в 50 талантов. В тюрьме умер. Но, повторяю, национальный герой. Здесь нет никакой разницы, герой–не герой, должен государству – отдай. Понимаете ли, поэтому без отчётности вся наша система – это бред.
Следующий принцип. Краткосрочность. Во всех греческих полисах, в Риме должность можно было исполнять один год. У нас сейчас спорят, можно ли третий срок. На любой должности человек был только один год. Всё. Кроме стратегов. Вот Перикл был 15 лет стратегом, но он был честным человеком. Один год. Знали, что демократическая система, где очень много зависит от личных качеств человека, развращает власть. Не надо искушать человека. О каких там трёх сроках, о семи годах президентства говорить? Одного года было достаточно для каждого гражданина, чтобы побыть на конкретной должности.
Следующий принцип — возмездность. За исполнение должности на благо государства платили. И это было очень важно. Никакой бедный человек не мог отказаться от выполнения обязанностей, потому что говорили: ”Тебе за это платят”. Платили мало. Нажиться нельзя на зарплате магистрата афинского, но тебе компенсируют твои потери.
И вот в этом есть очень большая разница, скажем, с Римом. Будем потом о Риме говорить, там те же самые принципы, но там за исполнение должности не платили. И там римский гражданин мог свою кандидатуру выставить (там уже нормальные выборы были), но не выставлял. Он знал, какой-нибудь обычный ремесленник: ну, он станет каким-то магистратом, а кто семью-то будет содержать? Там было исполнение обязанностей – почёт. Здесь – гражданская обязанность.
И ещё, последний принцип исполнительной власти – это то, что магистраты были независимы друг от друга. Вот наши все чиновники, они взаимосвязаны различными личными связями, связями по работе и т.д., они образуют касту. И с этим бороться абсолютно бесполезно, это не только наша беда, эта беда и на Западе. Есть и “Закон Паркинсона”, специально разбирали все этот феномен чиновничества. Так вот каждая коллегия магистратов (а Аристотель пишет, что одновременно магистратуры выполняли 700 человек, то есть вы представляете, сколько там было всяких коллегий, в каждой коллегии по 10 человек), так вот они никакого отношения друг к другу не имели. Они чётко замыкались на совет и народное собрание. Поэтому они были органами народа и не имели своих собственных самостоятельных интересов, своей собственной власти.
Это и есть власть исполнительная. Вот когда у нас, смеясь, говорят, что чиновники – слуги народа, вот те в Афинах были слуги народа. А это у нас не слуги. Это остальной народ их слуги. Потому что система такая, здесь ничего не поделаешь. Не потому, что плохие они или хорошие, система вынуждает к такой форме отношений.
Далее — Суд