Рыночная система
Рыночная система
Сложилась экономическая макросистема, при которой дешёвые продукты питания (скажем, у нас в северном Причерноморье были огромные рыбозасолочные цистерны, селёдку в Грецию поставляли, дешёвую селёдку в огромных объёмах). Кстати говоря, из Херсонеса везли в Грецию дешёвое вино. Они продают дорогое вино, а ввозят дешёвое. Вот что такое экономическое мышление. То есть не было у нас супергайдаров, не было теоретиков, и, слава богу – экономика развивалась так, как надо. У них не было никакой навязанной концепции. Развивалось так, как в жизни.
Поэтому при этой системе что у нас возникает? Дешёвые продукты питания, дешёвое сырьё (а сырьё всегда дешёвое: нефть всегда будет дешевле, чем бензин) стекается в Грецию, и готовая продукция – дорогая продукция. Японцы возят наш металлолом и продают нам машины из этого металлолома. Это так называемый островной тип экономики. Вот впервые это было сделано в Греции. Как могла выжить эта маленькая, бедная, очень бедная страна? Только благодаря тому, что у них был создан рациональный тип экономики. Они головой работали, прежде всего головой.
Вот именно это и создавало особенности греческого мышления. Да, они были одними из первых предпринимателей в этом смысле. Там не было супербогатых людей. Им нужно было выживать, элементарно выживать в этих условиях. Но вот те возможности, которые дала им природа, которые им дало историческое время, они использовали на 100%. Понимаете ли, для общества важно не его богатство, потенциальное богатство недр, людей и т.д., а на сколько процентов вы используете ваши возможности. Греки были одними из первых, которые использовали это на 100%.
Правда, потом именно поэтому в VII веке именно здесь (сначала в Лидии, а потом и в Греции) возникнут монеты, поскольку торговля требовала таких форм денег, которые мобильны. Что такое монета? Монета – это слиток установленной формы, чья проба и вес удостоверены государством. Вот и всё. Чтобы вам каждый раз не проверять, вы отсчитываете их, какая разница: что монеты из серебра, что вот эти самые купюры-бумажки. Мобильность денег, она очень важна для торговых отношений. Это впервые возникает в Греции.
Так что впервые создаётся рыночная модель экономики, которая охватывает отношения, во-первых, Греции с окружающим миром; затем (но это уже в эпоху классики) будет специализация греческих полисов внутри Греции и начнётся торговля теми товарами, которыми будут славиться одни полисы и которые будут покупать в других полисах. Но самое интересное (повторяю: это уже после эпохи архаики) – рыночные отношения проникнут и внутрь гражданского коллектива.
Вот мы говорили с вами насчёт крестьянина: да, крестьянин у нас производит самое главное, самое важное для жизни. Но теперь в греческих полисах главной площадью (вот у нас Красная площадь) у них, у каждого полиса, главная площадь называется агора. Агора – это рынок, рыночная площадь. И туда каждое утро стекаются граждане, и там они проводят товарообмен: кто-то у нас горшечник, кто-то у нас металлист и т.д. Развитие экономики позволило проводить специализацию. А специализация повышает квалификацию человека. И теперь человек не обязан производить всё у себя в хозяйстве. Крестьянин у нас теперь тоже работает на рынок. Он приходит на рынок своего полиса своего государства и покупает ту необходимую продукцию, которая ему нужна. Здесь же он продаст свою продукцию.
И вот здесь важно для гражданского коллектива и для полиса ещё одно понятие, о котором мы с вами не говорили. Граждане выступают не только как равные собственники, и никого нет выше их в отношении их собственности. Никто не имеет права вне закона посягнуть на их собственность. Если они не преступники, государство у них не имеет право отобрать их собственность. Они выступают как равные участники боевого ополчения, которые все вместе защищают родину, никто не может ткнуть и сказать: а ты там не был и ты не сражался при Марафоне. Они все участвуют в политической жизни.
А вот здесь, на рынке, они встречаются как равные товаропроизводители. Вот их здесь объединяют не какие-то установления, не какие-то законы, а рыночные законы. Никто не может заставить их продать или купить что-то такое. Никто не может подойти и отнять у них продукцию и сказать: я буду твоей “крышей”. Понимаете ли, это в нормальном государстве в принципе невозможно. В государстве, которое мы называем гражданское общество. И именно это общество у нас и возникает в этот период.
Единственное, я хотел бы, чтобы вы чётко представляли, что греки не такие уж мудрые, хорошие, проникнутые экономическими идеями. Да, они создали рыночную систему, повторяю, которая, с моей точки зрения, была гораздо лучше и эффективней ныне существующей вообще, не только у нас, а вообще на Западе. Она была попроще, поэтому она более функциональна была.
Почему это отличается от восточной модели? Почему там, на Востоке, рыночные отношения были более слабо развиты? Там что, не нужен был обмен? Нужен, только, понимаете ли, на Востоке решалось иначе: когда мне что-то надо, я возьму и отниму. Поэтому война на Востоке – это не форма того, что они такие дикие или кровожадные. Война – есть форма во многом решения не только политических, но и экономических потребностей. Если мне что-то надо, я совершил поход на соседа и отнял у него уже готовую продукцию, готовых людей и т.д.
А потом, на другом этапе, стали создаваться мировые державы: Новоегипетская держава, Ассирийская держава, Нововавилонская держава, Мидийская держава, Персидская держава. Что это такое, вот эти огромные конгломераты? Во многом и наше государство так же создавалось: нам нужны источники сырья, нам нужны источники поступления налогов – мы эту территорию просто “взяли” и присоединили. Греки не делали этого не потому, что они были добрыми и миролюбивыми, а потому что политическая раздробленность не позволяла им совершать экспансию. От необходимости они стали рыночниками и создавали такой тип экономики. Как только они объединились под руководством Александра Македонского, они сделали то же самое, что до них совершали великие восточные державы: пошли и всё взяли на Востоке.
Далее — Древнегреческая аристократия