Корпоративный дух аристократии
Корпоративный дух аристократии
Для аристократов очень важно, очень престижно — это знания. Вот в отличие от средневековых западноевропейских аристократов именно греческие аристократы были образованными людьми. У них есть свободное время, они умеют читать, они умеют писать (в VIII веке возникает алфавитное письмо в Греции). Они знают различные сказания. Они обладают другими знаниями. Потом практически все греческие философы, в том числе и Платон, они все потомки аристократических родов. Они создадут интеллектуальную элиту греческого общества.
Ещё один важный момент: для аристократов важен дух корпоративности. Вот внутри себя они равны. Ну, там есть кто-то из более знатного рода, менее знатного рода, но в принципе это кружок очень замкнутых людей. И эта замкнутость круга должна постоянно сохраняться. Самое страшное для аристократа – это породниться с незнатным, это вообще невозможно. И поэтому они постоянно поддерживают контакты тем, что они женятся, женят своих дочерей, сыновей и т.д. между собой. Они там все (особенно в маленьком полисе) родственники. Это одна большая, крупная семья по сути дела. Причём даже когда у нас будет формироваться уже греческий полис, будет формироваться понятие гражданства, вот если вы не найдёте достойную пару для вашей дочери здесь – вы возьмёте из соседнего полиса. Не нашли в соседнем полисе – вы даже у варварской знати скорее найдёте жениха, но только не в демосе.
До определённого момента гражданство определялось по отцу. Вот в чём было нововведение Перикла: он стал определять гражданство и по отцу, и по матери и нанёс аристократам страшнейший удар. Это был самый страшный удар для них. Вот именно этот момент, когда принцип гражданина полиса был важнее, чем аристократический статус. Он стал таковым.
Аристократы странным образом сочетают вот такой корпоративный дух, они очень чётко следили, чтобы сохранялось всё, как было, чтобы сохранялось даже какое-то приблизительное равенство между ними. В то же время каждый аристократ – это очень яркая личность. Это то, что характерно для античной цивилизации.
И если потом гражданское общество будет через систему законов регулировать отношения и тем самым ограничивать личность в её стремлениях, то аристократы здесь были мало ограничены. Вся их жизнь была демонстрацией не только аристократического статуса, но и себя как индивидуальности. Поэтому именно среди аристократов у нас лучшие военные, лучшие полководцы. Именно аристократы создали спорт. Вот нигде в мире не возникает спорт. В VIII веке в Греции возникают первые спортивные соревнования: сначала в Олимпии, потом на Истме, потом в Нимеи, потом в Дельфах.
Спорт, понимаете ли, он вообще-то бессмысленен. Здесь важно победить. Причём это у нас сейчас какие-то глупые таблички, какое-то место там заняли, ой, как замечательно: занял второе место. В Греции не было второго места. Там либо есть победитель, а остальные все проигравшие. Говорят об агональном духе (“агон” — состязательность), это то, что пронизывает античную цивилизацию целиком. Через состязание в политике, в войне, в спорте проявить себя, реализовать себя в этой жизни. Может быть, потому что там уже ничего не будет. Жить нужно здесь. У них очень оптимистический, очень жизненный взгляд: вот сейчас, вот здесь, вот в этой жизни нужно себя проявить и оставить о себе хорошую память.
Именно среди аристократов и сформировалось очень важное понятие о чести. Родовая честь. Сначала это будет родовая честь. Не опозорить свой род. Гордиться своими предками, сделать ещё для этого рода то, что ты можешь, прославить свой род и передать эту достойную славу дальше. Вот это очень важно для понятия аристократа.
Далее — Демос