Страницы

Ссылки

Введение. Часть 8

Введение. Часть 8

Обрисовав в целом, что собой представляют античные тексты, что представляет собой то время, когда они создавались (это переход от полисов к империи, переход от империи греческой к римской республике — на недолгое время, потом империи), мы теперь должны, как мы это вначале и предполагали, определиться с тем, что собой представляет литература и какие из всех этих текстов мы должны изучить в первую очередь. Нельзя объять необъятное, и, коме того, источники наши нам этого просто не позволят, у нас просто нет слишком многих текстов для того, чтобы нарисовать абсолютно полную картину, поэтому мы с вами обрисуем лишь самые важные, лишь самые основные пункты. Поэтому литературу, которую мы с вами будем изучать, мы возьмем именно того рода, о котором говорит Аристотель в своем произведении «Поэтика». И вот чтение текста «Поэтики» намного более важно, чем чтение учебника Лосева. Учебник Лосева можно не читать, «Поэтику» прочитать надо обязательно.

Итак, о чем пишет Аристотель в своей «Поэтике»? Он пишет о том, что есть различные типы поэзии — есть поэзия эпическая, трагическая, есть комедии, есть дифирамбы, есть также произведения авлетов и кифаретов — музыкантов, все это объединяется под названием так называемого подражательного искусства. Подражание по-гречески — это мимесис. Далее Аристотель поясняет, что он имеет в виду под подражанием. Есть три рода подражания, скажем так даже не три рода, а три стороны, в которых автор может осуществлять подражание, используя свое мастерство или используя свой навык, как в случае с ремесленниками. Или используя свой природный дар, или все это вместе. Так говорит Аристотель — три стороны есть у подражания. Это средство — чем именно будет автор подражать космосу, чему он будет подражать в этом космосе и каким образом он это будет делать, т.е. средство, предмет и способ. Как это происходит?

Далее давайте по порядку разберем, что являет собой каждая из этих трех сторон подражательного искусства. Что такое средства, и каковы они бывают? Типов инструментов этих средств всего три — это ритм, слово, или логос по-гречески, и гармония. Ритм — это движение. Слова, я думаю, пояснения не требуют. Гармония — это метрика и мелодия, в основном мелодия имеется в виду. Все это может быть по отдельности или вместе в разных сочетаниях, итого мы получаем семь сочетаний — ритм, слово, гармония; ритм и слово; ритм и гармония; слово и гармония и все три вместе. Итого семь. Примеры. Что такое подражание исключительно в ритме? Это в танце. Танцовщики подражают исключительно ритмом, они не поют и не играют Подражание только словом — это, например, мимы или сократические разговоры — то чем занимается Сократ. Его тексты являются художественной литературой потому, что в них происходит подражание словом, он только говорит, он не двигается и не поет, и не играет на музыкальных инструментах. Когда вы не только говорите, но и играете на инструменте — это поэзия. Когда вы играете на инструменте, но не говорите, а только двигаетесь — это, допустим, авлетика — игра на авлосе, когда вы и танцуете, и играете, но не говорите, что не удивительно, поскольку инструмент духовой. И наконец, самое важное — это сочетание всех трех средств инструментов или средств подражания — и ритма, и слова, и гармонии — оно осуществляется в трагедиях и комедиях, драмах и дифирамбах. Таким образом, говорит Аристотель, Гомер и Эмпедокл (Гомер — это эпический поэт, Эмпедокл — философ) по средству своему то, чем они подражают. Они оба поэты, они одинаковы, они подражают логосом — словом и гармонией, т.е. это некоторый текст, сопровождаемый музыкой. Надо отметить, что поэзия в нашем смысле и музыка для античности связаны абсолютно неразрывно. Поэзии без музыки не существует, точно так же, как до Сенеки примерно не существует драмы, которая может быть для чтения, вся драма должна быть поставлена на сцене — это неразрывная связь. Итак, и Гомер, и Эмпедокл — оба могут быть названы поэтами, поскольку оба они пользуются и словом, и гармонией, но при этом по сущности своей подражания, по предмету, которому они подражают, они абсолютно разные — один поэт, второй физиолог, как его называет Аристотель.

Далее — Введение. Часть 9

Search

Categories