Введение. Часть 6
Введение. Часть 6
И теперь мы переходим к такой важной вещи, как сохранность текстов, греческих и римских. Откуда мы все это знаем — ведь, как мы с вами вначале сказали, античная литература была давно. Как мы узнали обо всем? Как дошли до нас эти тексты? Во-первых, средневековые рукописи, традиция рукописная. Рукописи сначала были на папирусе, на этом писали греки, потом и греки, и римляне писали на папирусе и на дощечках вощеных, видимо, они часто были очень тонкие и деревянные. Вот не так давно, несколько лет назад, в Великобритании нашли очередную книжечку — деревянные тоненькие вощеные дощечки. И попозже был знаменитый переход на пергамент, или, как его в науке называют, «пергамен». Этот очень важный момент произошел примерно в VIII-IX веке, те тексты, которые не были переписаны на пергамент, почти все погибли. Вообще надо сказать, что до нас из всего корпуса текстов, написанных в античное время, дошло, видимо, процентов 10, а многие считают, что и 5, из всего корпуса текстов как таковых, не только художественной литературы. Но и от этой художественной литературы мало что осталось.
Мы имеем рукописную традицию, когда рукописи переписывают — чаще всего это происходило в монастырях — в так называемых скрипториях, там её переписали, потом копию отправили дальше или здесь же, в данном монастыре создали другую копию. Это порождает массу ошибок и поэтому первый важный момент при любом анализе текста — это надежность текста, насколько он аутентичен и правилен, как избавиться от ошибок, как их вычленить, как их вообще найти. Итак, в середине XV века появляется удобный печатный станок, и большинство текстов перепечатывается, но далеко не все, конечно. Когда текст напечатан, можно создать его каноническую форму — стандарт, поскольку он стабилен, он не переписывается. В 20-х годах XIX века начинается эпоха так называемых «великих критиков». Критик текстов — это не тот критик, который говорит насколько текст хороший или плохой в плане содержания, а это именно критика текста как такового. Может ли здесь стоять это слово? Не является ли это ошибкой какой-то? Ученые того времени пересматривают тексты и правят их. Эта ревизия началась в 20-е годы XIX века и в большей или меньшей степени продолжается до сих пор. Вот последние 15-20 лет новая волна переиздания, нового издания текстов различных, не всех конечно, постепенно издаются разные тексты.
Итак, что мы можем найти, кроме общеизвестных пергаменных рукописей, которые датируются самое ранее конец V века до н.э. Что у нас есть кроме этого? Во-первых, всегда могут быть найдены новые пергаменные рукописи, во-вторых, можно найти папирусы где-нибудь на северном побережье Северной Африки — в Египте, например. В Европе папирусы никогда не находились, и вообще папирусов на латыни крайне мало, на греческом языке довольно много. Лучше всего папирусы сохраняются на помойках. Самая лучшая помойка находится в городе Акхсиринкх в пригороде. Акхсиринкхские папирусы — один из самых больших корпусов текстов на этом материале. У римлян есть одно небольшое место, где папирусы также сохранились — это Помпеи, но они там сильно обожжены, и лишь сейчас, когда появилась современная техника, оказалось возможным их разворачивать и пытаться прочесть то, что там написано, не потеряв текста.
Еще есть источники — папирусы греческие. Для Греции папирус — важнейшая вещь, поскольку некоторые жанры, например лирическая поэзия, известны только по папирусам. Если бы в свое время в Египте в XIX веке они не были найдены, то в принципе лирическая поэзия была бы нам недоступна в том объеме, в котором она у нас есть.
Далее — Введение. Часть 7