Введение. Часть 4
Введение. Часть 4
Итак, Греция и Рим. Мы с вами говорили, что в истории римской литературы выделяется период так называемой архаики, при этом на самом деле как таковой архаики — такой как у Греции — у Рима никогда не было. Архаикой этот период он называется лишь потому, что он архаика по отношению к следующему периоду — периоду Золотого века. На самом же деле римская литература представляет собой не менее уникальное явление, чем греческая. Греки создали то, чего не было у окружавших греков народов, в этом плане греки действительно оказались первопроходцами и первоизобретателями. В чем уникальны римляне? Римляне оказались единственной культурой, которая окружала греков, которая сумела воспринять греческую культуру и самую главную её часть — литературу. Когда римляне стали создавать свою собственную литературу, греки к тому времени уже достигли стадии развития эллинизма, и римская литература воспринимает греческую во всей её полноте. Рим не видит весь процесс развития греческой литературы, воспринимает его целиком, комплексно. Это очень важно — потому что латинская литература, римская литература, она не создавалась спонтанно. Да, конечно, у римлян были свои народные песни, свои какие-то народные представления и даже сценки некоторые, например «Салийский гимн» так называемый, но нельзя представлять себе развитие римской литературы так, что вот был местный субстрат национальный, к которому была примешана греческая культура, и именно из этой смеси возникла римская литература. Это неверный абсолютно подход, потому что очень быстро, уже в период так называемой архаики римской литературы, те же салийские гимны абсолютно непонятны слушателям. Да, мы знаем, что литературу в основном читали вслух, поэтому все, не только зрители в театре, но и те, кто говорил, что «я читал эпос», все знают, что в античное время читали только вслух. Чтение про себя — это более позднее явление, поэтому, так или иначе, в одиночестве или группой, так называемый читатель является на самом деле слушателем, а не только читателем, поэтому мы их называем слушателями. В это время, в архаическое время, салийские гимны были уже непонятны, поэтому сказать, что местный субстрат сколько-нибудь сильно влиял на создание той литературы римской, которую мы знаем, видимо, невозможно.
Римляне получают греческую литературу в виде так называемого списка. В александрийское время, эллинистическое время, Александр Македонский и его империя совершили переворот, переход от классики к эллинизму. В александрийское время был создан канон — список из лучших авторов каждого периода, каждого жанра. Для римской литературы, у которой нет ничего, в каком-то смысле это становится проектом, по которому должна быть построена их литература. И поэтому надо иметь в виду, что все жанровые идеи, все каноны александрийские представлены в Риме в более чистом виде, поскольку литература римская не возникает спонтанно, по меньшей мере, не так спонтанно как греческая. Вообще греческая логика исторического развития от архаики и эпоса до появления драмы и лирики и так далее, и так далее полностью отсутствует в латинской литературе; и вся греческая литература не только дана им, но она дана им вне всякого исторического контекста, т.е. у них в списке рядом стоят Гомер, Еврипид и Менандр, и такие авторы, как, допустим, Хирилл, он не позднее, а хуже Гомера, они стоят вместе и образуют собой идеальный литературный космос. И римляне оказались единственной культурой, оказавшейся способной воспринять эту цельность и создать что-то свое.
Далее — Введение. Часть 5