Страницы

Ссылки

Введение. Часть 10

Введение. Часть 10

Итак, последнее, что надо сказать — это о причинах появления подражательного искусства, о которых говорит Аристотель. Почему оно появилось, это подражательное искусство? Потому что, во-первых — это врожденное свойство людей, подражание, и оно позволяет им получать знания об окружающем мире и как-то его познавать, и второй момент — это удовольствие от результата, который получается в результате подражания. Если это что-то, что уже известно, то человек, который смотрит на осуществляемое подражание или сам его осуществляет, узнает это и производит некоторый анализ, сравнивает его с тем, что знает. Если это нечто неизвестное, чего он никогда не видел до этого, то он наслаждается отделкой, краской, формами и так далее. Он не может в данном случае наслаждаться подражанием как таковым, поскольку предмет ему неизвестен, ему не с чем сравнить, но он может услаждаться, получать удовольствие от общего вида, красок, форм и прочего. При этом надо также отметить, что автор, как мы уже говорили, может все это осуществлять, все эти различные стороны подражания, при помощи мастерства, навыка какого-то и своего природного дара. И Аристотель отдельно об этом говорит, отдельно указывает, что для создания хорошего произведения подражательного искусства необходимы некоторые способности, но необходимо также и их развитие, тогда будет достигнут наилучший результат. И эту тему впоследствии будет обсуждать Гораций в своем «Искусстве поэзии», которое также является обязательным текстом для прочтения и желательно с комментариями. Таким образом, мы с вами обрисовали, следуя Аристотелю, как ему следовали греки впоследствии после него и римляне, безусловно, находились в контексте тех же мыслей, мы можем с вами перейти к изучению собственного этого нашего предмета античная литература.

Как будет построен наш курс? После первой лекции последуют еще 9, и следующее построение мы выберем вслед за Аристотелем, как он это делал дальше в «Поэтике» — произведении, до нас дошедшем не полностью. Но в тех частях, которые дошли, он так и поступает. Мы будем изучать литературу не в хронологическом порядке — начнем с Гомера и никогда не дойдем до конца — а в порядке жанров, как это делали александрийцы. Каждую кучку авторов мы поместим в коробочку, которая будет называться определенным названием жанра. Жанров у нас 4. Мы выделили 4 основных жанра — это эпос, драма, лирика и проза. В каждой из этих коробочек мы разместим авторов. Не как у александрийцев, не в алфавитном порядке, а в порядке хронологическом. Восемь лекций будет разделены таким образом: четыре лекции будут посвящены теории каждого из жанров, что он из себя представляет, какие у него есть характерные особенности и так далее, и тому подобное; и вторая половина, вторые четыре лекции — это история этого жанра, какие авторы писали, когда, какое наблюдается развитие на конкретных примерах данного жанра.

И еще — это получается 9 лекций, а всего у нас будет 10, дополнительная одна лекция будет посвящена драме конкретно и строению театра, поскольку это очень важная вещь, и сценографии — она абсолютно необходима. Понимание, представление о том, что происходит на сцене необходимо для понимания некоторых особенностей античной драмы.

Далее — Эпос. Теория. Часть 1

 

Search

Categories