Проза. Теория. Часть 1
Проза. Теория. Часть 1
Лекция называется «Теория прозы», но в силу различных особенностей нельзя изложить кратко и просто общую теорию прозы, поскольку ее не существует. Из рассуждений Аристотеля о поэтике и у Горация речь всегда шла о поэтах, и тексты противопоставлялись именно на этом основании. Есть тексты, реализуемые ритмически и метрически – такие тексты называются поэзией, будь то драма или лирика. А тексты, которые написаны свободно – без ритма и без метра, мы назовем проза. Это произведения, которые не входят в компетенцию поэтов, и поэты их не пишут. Греческие совсем нет, римские поэты могут писать как прозаические, так и стихотворные. Например, Варрон и его сатуры, его книги по сельскому хозяйству и языкам.
В первую очередь, александрийцы, которые проанализировали литературу III века. Всю прозаическую литературу они разделили на 3 большие подгруппы:
- Историография
- Философия
- Риторика
Эти поджанры четко выделяются, а все остальные, например, научная, медицинская, сельскохозяйственная литература – дополнительные отдельные поджанры. Хотя у книг по архитектуре и сельскому хозяйству могла быть риторическая отделка.
Произведения по риторике нельзя отбросить, так как это не риторические тексты, как таковые. Риторический текст – речь. Историография – исторические события, описания, изложения. Философия – это философские рассуждения. Учебники по риторике необходимы, как для прозаиков, так и для поэтов. Риторика Аристотеля также актуальна для всех. Понятно, что является речью, что является историографией. Однако есть и пограничные случаи. Например, тексты Ксенофонта, которые одновременно и философия, и историография. В них присутствует речь, и они риторически отделаны. Особый случай представляет собой трактат Цицерона «Об ораторе», поскольку и по форме, и по содержанию – это философия. Хотя для самого Цицерона риторика включается в раздел диалектики вместе с грамматическими сочинениями и, таким образом, попадает в философию. Вообще философия может включить практически все: и физику, и этику, и науку о государстве, и знания о языке, и ту же риторику, но, кроме содержания, для прозы важна художественная форма, чтобы это не был просто инструментарий по пользованию каким-либо предметом. Поэтому Цицерон в «Об ораторе» ставит основной задачей проблему введения характеров. «Диалоги» Цицерона художественно отделаны. Это большей частью философские диалоги о природе богов и беседы, но они имеют и риторическую отделку.
У Платона идет постоянный обмен репликами, и быстрый диалог своей формой удерживается в теме, поскольку во времена Платона в V в. до н.э. еще не было столь тонкой техники логического суждения, которая уже есть у Цицерона, у которого речи намного длинней, поскольку техника более совершенная. Цицерон может себе позволить не придерживаться формальной структуры. Например, трактат «О дивинации» – это дружеская беседа, и в то же время трактат состоит из 2-х книг:
- Книга Квита Цицерона (Брата Цицерона);
- Книга самого Цицерона, который возражает своему брату.
Иногда у Цицерона речь выражена формально, например, в первой редакции «Академики», т.е. в большинстве случаев – словно отдельные монологи, живая речь, т.е. используется метод риторических декламаций. Еще в Греции было выработано 2 важных принципа: с одной стороны, с точки зрения дидактики, темой речи должно быть что-то необычное парадоксальное, должны приводиться убеждающие аргументы. Такими рассуждениями риторика приближается к философии. Другой важный аспект – владение темой. В Греции ораторов нельзя было нанимать, каждый человек, например, на суде должен был говорить сам за себя. Но ведь не каждый человек являлся оратором, способным произнести хорошо построенную здравомыслящую речь, поэтому появляются заказные речи. Оратор в Греции часто посторонний человек, который должен хорошо разбираться в делах и хорошо говорить и писать. Так появляется особый вид декламации. Это не политическая и не судебная речь, каковой пользовались повсеместно, но особый тип, который будет усвоен также и философией. Когда автор говорит за обе стороны, за обоих противников. Таковы трактаты «О дивинации», «О судьбе», «О роке» Цицерона.
Декламация в Риме быстро вырастает в отдельный жанр, особенно с появлением публичных декламаций и становится необходимой частью высшего образования. Для позднего Рима высшая ступень образования – это обучение философии и желательно в Афинах, поскольку именно там зародилась философия. Но перед этим человек должен был пройти риторическую школу, где главным методом обучения было проведение публичных декламаций.
Далее — Проза. Теория. Часть 2