Проза. История. Часть 5
Аристотель.
Аристотель родился в 384 году до н.э. в г. Стагире, поэтому иногда его называют Стагирит. Он был сыном врача и учеником Платона в Академии, в которой пробыл около 20 лет. После смерти Платона вместе с Ксенократом покинул Академию. Он поехал в Троад, где пробыл 3 года. В 342 году Филипп Македонский пригласил Аристотеля для воспитания своего сына Александра. Через три года Ксенократ стал главой Академии, Аристотель основал Ликей у восточных ворот Афин, напротив Академии Платона. Ликей, в отличие от Академии, не просуществовал долго, причиной было то, что Ликей был промакедонский, и когда Александр умер, Аристотель лишился покровителя. Как и Сократа, Аристотеля обвинили в нечисти по отношению к богам, однако он не позволил сделать себя Сократом. Он бежал и умер в 322 году. Наследие Аристотеля огромно. Ученики старались сохранить все, что он говорил. Аристотель любил рассуждать, гуляя по саду, отсюда название перипатетики – его ученики (от греч. – гулять вперед-назад). Труды Аристотеля посвящены самому разному: философии, политике, экономике, медицине, зоологии, ботанике. В литературных произведениях – «Поэтика» и «Риторика».
«Риторика» посвящена искусству красноречия. Для Аристотеля риторика – это искусство убеждения, которое использует возможное и вероятное тогда, когда реальность оказывается недостаточной. Таким образом, в «Риторике» Аристотель объединил процессы как логические, так и нелогические, рациональные и нерациональные, поскольку только так можно передать многообразие и жизни, и творчества человека. Он рассматривает риторику как диалектику, т.е. логическое учение о вероятных умозаключениях, о том, что необязательное существует на самом деле и не всегда соответствует нормам человеческого разума, но о том, что устремлено на нечто кажущееся условное, но необязательно осуществленное и абсолютно завершенное. Это область чистой возможности, т.е. такой возможности, которая специфична для каждого художника и всякого человека, который воспринимает и переживает художественное произведение. Поэтому риторика ставит своей задачей научить убедительно говорить на основе методов как логических, так и внелогических доказательств, поэтому она применима для всякого художественного творчества, а не только для ораторских техник.
В «Риторике» у Аристотеля ставится проблема прекрасного, красоты, причем она связывается с нежеланием это прекрасного. Аристотель пускается в рассуждения о взаимоотношениях между убедительностью доводов и реальностью. Если кто-то убеждает, что некоторый объект прекрасен, значит ли это, что объект прекрасен. Это ведь не следует логически одного из другого. Приходит он к выводу, что желательно, чтобы прекрасное было ради самого себя, и оно есть благо и в то же время добродетель. Добродетель по Аристотелю – приобретать и сохранять благо и наделять этим благом других. У добродетели много видов, и цель действия в рамках добродетелей – действие должно производиться не для себя, а для других людей, для бескорыстного добра. Идея прекрасного – это не абсолютная идея, это то, что формируется в процессе риторических доводов. Надо учитывать, в каком месте мы пользуемся соответствующими доводами, и то, каковы слушатели, – от этого будет зависеть выбор способа убеждения. Для оратора также важен правильно выбранный стиль. Для Аристотеля стиль – это определенный строй речи, способ и манера оратора разговаривать. Идеальный стиль требует ясности, которая не должна впадать в сухость, речь должна быть проста и понятна, не должна быть перегружена аргументами, в меру длинная или в меру короткая. Аристотель формирует то, что мы называет классическим греческим стилем.
Далее — Проза. История. Часть 6